Экономика «Это было уже в убыток себе». Почему подорожало обучение в московских автошколах: отвечают эксперты

«Это было уже в убыток себе». Почему подорожало обучение в московских автошколах: отвечают эксперты

В августе многие инструкторы подняли цены на свои услуги

В Москве стало дорожать обучение в автошколах

В ряде регионов России подорожало обучение в автошколах. Сначала увеличение цен заметили в Санкт-Петербурге, но и Москва, конечно, не стала исключением. MSK1.RU спросил у экспертов, с чем связано увеличение цен на услуги автоинструкторов.

«Цены удерживались достаточно искусственно»

В отличие от питерских автошкол, московские не объявляли о росте цен напрямую. Но тенденция наблюдается следующая: часть школ держит цены на прежнем уровне, другие — либо уже повысили, либо планируют это сделать.

— Вопрос на самом деле зрел достаточно давно, — объясняет председатель правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. — Была сложная ситуация с набором клиентов в автошколы в 2022–2023 годах, поэтому цены не повышались, как-то удерживались, но достаточно искусственно. И в конце концов вопрос назрел.

К слову, дата, о которой упоминает Елена Зайцева, неслучайна. Как объясняет представитель столичной автошколы «Мегаполис» Алексей Кураксин, именно с 2022 года из-за санкций начало дорожать обслуживание автомобилей.

— Если раньше замена той или иной запчасти стоила одних денег, теперь это может быть в несколько раз дороже, — объясняет представитель автошколы Алексей Кураксин.

Сегодня была ситуация: инструктор менял радиатор, раньше это стоило 5 тысяч рублей, сегодня он отдает за китайский радиатор 25 [тысяч].

Вдобавок замена запчастей на китайские несет в себе и другие риски, считает Алексей Кураксин.

— Наш коллега менял радиатор уже два раза за полгода — просто потому, что китайские запчасти некачественные, — объясняет представитель автошколы «Мегаполис». — Также повлияло отсутствие импорта, который заменил китайский автопром. Если раньше инструктор брал для учебной машины что-то из корейского [автопрома] и машины проверены были годами, то сейчас по тем же финансам это только «Лада-Гранта» либо «китаец». А «китайцы» очень сомнительны в качестве учебного автомобиля. Поэтому сейчас все инструкторы катают на стареньких автомобилях, купить себе новый многие не способны совершенно.

Операционный директор цифровой автошколы «Баранка» Марк Сливинский тоже предполагает, что из-за роста цен на автомобили и комплектующие стоимость обучения неизбежно увеличится во всех городах.

— Автопарк нужно обновлять, чтобы ученики могли ездить на хороших, исправных автомобилях, — поясняет директор автошколы «Баранка». Есть, конечно, и другой вариант существования автошкол — привлечение инструкторов на собственных машинах и оплата исключительно отработанных занятий. Но тогда должны будут учитываться другие расходы. — [В таком случае] стоимость часа инструктора может возрасти, учитывая износ его личного автомобиля.

Председатель правления НСАА Елена Зайцева считает, что в последние годы автошколы работали «в ноль, если не в минус»: весь заработок уходил на обслуживание автомобилей и прочие издержки.

Скажем так, экономическая обстановка спровоцировала этот рост цен, потому что реальные расходы сильно выросли, а цены за два года не повышались.

В отличие от питерской ситуации с подорожанием цен на обучение в автошколах, «указание от ГИБДД» московским автошколам не приходило. Как резюмировала эксперт Елена Зайцева, государственного регулирования в этой сфере нет: всё решила «рука рынка».

Сколько стоит выучиться на права?

По информации Елены Зайцевой, обучение на права будет стоить от 55 тысяч рублей, из которых 30–35 тысяч — это траты на практические занятия.

— 60–65 — это [будет] нормальная цена для хорошей автошколы с качественным обучением, — добавила председатель правления НСАА.

Сейчас, согласно ценникам на сайтах разных автошкол, получение прав категории B стоит порядка 25–40 тысяч рублей. Такой разброс цен связан с типом обучения теории. Еще какую-то сумму всегда стоит закладывать на дополнительные занятия с инструктором, потому что не все сдают на права с первого раза и между экзаменами нужно набивать руку на практике.

Цену способны держать только «серые» школы?

— Так, из 40–50 тысяч рублей, которые ученик платит за обучение, 30–40 уходят только на практические занятия с инструктором. А еще нужно закладывать стоимость на работу преподавателей теории, аренду помещения и другие расходы. При этом стоимость аренды коммерческих помещений тоже растет, а поскольку многие автошколы ведут теорию в офлайн-формате, это приходится учитывать, — объясняет операционный директор цифровой автошколы «Баранка» Марк Сливинский.

К тому же, выгодно иметь свой класс в помещении, которое удобно с точки зрения транспортной доступности, а это тоже весомый плюс к ценнику.

Представитель автошколы «Мегаполис» Алексей Кураксин уверен, что в последнее время цены удерживались еще и по одной причине — «недобросовестности» некоторых представителей рынка. По его мнению, уход в онлайн-формат теоретических занятий — это способ экономии, который сказывается на качестве занятий.

— К сожалению, некоторые [представители рынка] демпингуют цены. Поэтому «нормальные» школы иногда не способны поднять цены, иначе они просто могут закрыться. К ним просто люди не пойдут, потому что люди ищут, где дешевле. А вот «серые», непонятные школы способны держать низкую цену. Мы платим за площадки, классы, офисы, администраторов. У некоторых школ этого нет, они онлайн якобы обучают, — считает представитель автошколы «Мегаполис» Алексей Кураксин.

Учитывая эти факторы, мы предполагаем, что у автошкол не останется иного выбора, кроме повышения цен на свои услуги.

Читайте также:

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем