В пресс-релизе ведомство Эльвиры Набиуллиной объясняет, что повышение было необходимо из-за разгона инфляции. До конца года она, вероятно, превысит плановые показатели в 6,5–7%. В будущем году, правда, Центробанк обещает инфляцию на уровне 4–4,5%, а потом на уровне около 4%.
Ключевую ставку в России поднимают с сентября 2022 года, когда она составляла всего 7,5%. Последнее повышение было в августе — с 16% до 18%. После этого сразу же резко подорожали кредиты и (что особенно болезненно для россиян) ипотека. Зато и выросли ставки по банковским депозитам. Будет ли сейчас что-то подобное, спросил MSK1.RU у профильных экспертов.
Снижение бизнес-активности и рост безработицы
— Столь резкое повышение ставки может негативно сказаться на экономическом росте, так как дорогие кредиты могут замедлить инвестиции и потребление, — объясняет основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга» Юлия Корчагина, — Это может привести к снижению деловой активности, увеличению числа неплатежеспособных компаний и росту безработицы. Высокие процентные ставки могут также создать давление на финансовые рынки и усилить экономическую нестабильность. В целом, хотя жесткая денежно-кредитная политика может быть эффективным инструментом в борьбе с инфляцией, ее воздействие на экономику в краткосрочной перспективе вызывает опасения.
— А инфляция всё никак не замедляется?
— По итогу можно сказать, что Центробанк не видит замедления инфляции, но очень сильно переживает, что при небольшом снижении ставки россияне пойдут покупать себе квартиру в ипотеку или машину в кредит, так как последнее время эти «активы» хорошо поднялись в стоимости, — согласен с Сафроновым и основатель управляющей компании Smarent Виктор Зубик. — Думаю, самое важное сейчас для рынка недвижимости — это выстоять. Как для первичного, так и для вторичного.
— Есть ли какие-то отрасли, которые выиграют от повышения ставки?
— Мой опыт подсказывает, что это всё идет на пользу как минимум для недвижимости. Вторичка стала расти и догонять новостройки, так как есть доступные и интересные варианты. Тем более что магия слов «купить квартиру в Москве под аренду» с новыми арендными ставками стала еще привлекательнее, — говорит Зубик. — Новостройки медленно, но уверенно корректируются. Хайп прошел, и, думаю, до конца года мы увидим снижение цен процентов на 10–15, и оно уже идет. Застройщики с готовыми проектами и ключами в 2024–2025 годах получат профит, а вот новые старты продаж — это риск, конечно же, и поэтому их мало.
— Бизнес перестанет брать кредиты?
— Существовали ожидания, что регулятор может пойти на более агрессивный шаг, подняв ставку до 20%, — говорит руководитель департамента продаж и клиентской поддержки финансовой компании «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Повышение ставки нацелено на сдерживание инфляции и стабилизацию валютного курса. В краткосрочной перспективе это поможет укрепить рубль, но может привести к замедлению экономической активности.
— А банкиры заработают?
— Не все однозначно. Для финансового сектора повышение ставки может означать увеличение доходов от кредитования. При этом дорогие кредиты сделают менее привлекательными как потребительские займы, так и бизнес-инвестиции. В результате возможно снижение покупательской способности граждан и ухудшение условий для ведения бизнеса.
— Под угрозой окажутся даже уже заключенные госконтракты?
— Рост ставки может повлиять на доступность финансовых инструментов для поставщиков. Следствием этого является риск исполнения контрактов, в том числе обязательств по тем контрактам, которые уже заключены, — объясняет заместитель генерального директора федеральной электронной торговой площадки «ТЭК-Торг» Евгений Можаев. — Особенно велик риск этого в так называемых долгих отраслях, в которых исполнение обязательств растянуто на длительный период времени. Это инфраструктурные проекты, стройка.
— Иными словами, государство сможет меньше экономить в сфере госзакупок?
— Да, есть риск влияния на такой показатель, как экономия от начальной максимальной цены в госзаказе. Поставщики будут менее подвижны в этом плане. Таким образом, если поставщик при новой стоимости кредитных ресурсов не уложится в объявленную заказчиком начальную цену, то он просто не станет заявляться на закупку.
— Насколько бизнес готов к этому ценовому удару? Как его можно смягчить?
— На мой взгляд, одновременно с ростом ставки важно смотреть в сторону развития программ адресной поддержки бизнеса (по принципу IT-ипотеки для населения) в тех товарных группах, где в России наблюдается дефицит или низкая конкуренция. Однако это требует взвешенного подхода и качественной проработки механизмов поддержки со стороны регуляторов и участников рынка. Такими драйверами поддержки могут стать, например, механизмы в рамках обновленных национальных и федеральных проектов на горизонт 2025–2030 годов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»