Критическую информационную инфраструктуру России в срочном порядке переводят на доверенное программное обеспечение по шифру «Технологический суверенитет». Об этой программе правительства говорят уже не первый год, но накануне Минпромторг выделил первый миллиард рублей на научную работу для достижения автономности ключевых отраслей экономики от зарубежного программного обеспечения.
В соцсетях тем временем многие россияне опасаются, что этот и другие шаги к достижению независимости нашей страны от зарубежных разработок ведут к возвращению так называемого «железного занавеса». Мы поговорили с представителями законодательной власти, учеными и бизнесом, чтобы разобраться, что такое «технологический суверенитет» и зачем он нам нужен.
«Нормально же общались…»
Чтобы лучше понять суть термина «технологический суверенитет», проще всего будет начать с воспоминаний о расцвете мировой экономики. Речь о глобализации — периоде интеграции экономик и обществ по всему миру. Ее активная фаза пришлась на 90-е годы прошлого столетия, когда страны начали торговать друг с другом, появились первые поистине мировые бренды, а экономики государств переплетались между собой и начинали зависеть друг от друга.
Минус этой системы в том, что при глобализации происходит интеграция не только в экономической сфере, но и во многих других, например, в религиозной, культурной, социальной и, что особенно актуально в последнее время — политической.
По различным оценкам экономистов, за последние годы именно политическая сфера оказала наиболее сильное воздействие на институт глобализации, в результате чего эксперты предсказывают скорое начало обратного процесса — островизации. Это способность каждой отдельно взятой страны самостоятельно обеспечивать основные потребности населения и некоторые государственные интересы.
В широком смысле островизацию можно назвать синонимом «технологического суверенитета», к которому стремятся российские власти. Но судя по риторике официальных документов и выступлений первых лиц государства на эту тему, в первую очередь речь идет о конкретных направлениях экономики, а не о всей бизнес-сфере.
В конце 2022-го Владимир Путин назвал формирование технологического суверенитета и рост обрабатывающей промышленности одними из основных задач на следующий, 2023 год. В 2023-м он уже озвучил приоритетные направления экономики, в которых Россия должна стать независимой от остальных государств.
За короткий срок России предстоит создать или вывести на новый уровень собственные критически важные технологии в микроэлектронике, IT-промышленности, транспорте, в разработке лекарств и новых материалов, в других важнейших для страны направлениях.
За полгода до этого о технологическом суверенитете в интервью «Аргументам и фактам» высказался заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев
— Даже в самые сложные времена мы нажиму не поддавались, а «железный занавес» помехой для нас не стал. И сейчас, я уверен, будет так же, — процитировали его журналисты.
Будем жить как в СССР?
Некоторые восприняли слова о «железном занавесе» буквально — соцсети наводнили комментарии о «неминуемом возвращении в Советский Союз», влекущем за собой ограждение от благ внешнего мира.
В то же время за последние пару лет произошел ряд других событий — блокировка Twitter, Instagram* (принадлежит организации Meta — деятельность признана экстремистской и запрещена в РФ) и замедление Youtube, ограничение вещания ряда зарубежных телеканалов, взаимные пакеты санкций между ЕС, США и РФ, уход ряда зарубежных компаний из страны, проблемы с экспортом и импортом и другие.
По мнению экспертов, именно политическая составляющая стала толчком к развороту от глобализации.
— Занавес — значит отгородиться от внешнего мира, — объяснил экономист, доктор экономических наук Алексей Зубец. — Путин неоднократно выступал и сказал, что у нас нет никаких планов отгородиться от внешнего мира. Если мы возьмем железный занавес в Советском Союзе 50-60-х, 70-х — никакого занавеса на самом деле там не было. Приток технологий был.
Эксперт также привел конкретные примеры заимствования технологий в период СССР.
— Мы знаем, что химические заводы в 70-е годы строились с использованием западных технологий, — добавил Алексей Зубец. — Замечательная газотранспортная система, которая на Украине осталась, она тоже построена на западных технологиях. Всё, что касается автомобилестроения: ГАЗ — это Ford, купленный в 30-х годах, а ВАЗ — это Fiat, купленный в 60-70-х годах. То есть, такой полной изоляции Советского Союза от внешнего рынка, рынка технологий никогда не было.
Стоит отметить, что в России уже закладывают крупные бюджеты на реализацию проектов технологического суверенитета.
— Нужно производить то, что необходимо для экономики нашей страны внутри страны, — сообщил депутат Госдумы Алексей Волоцков. — Вот это называется суверенитет. Промышленный экономический суверенитет. Производить всё, что необходимо для нашей страны, внутри нашей страны, и ни от кого не зависеть.
Три основных задачи в бюджете: это реализация всех намеченных социальных и инфраструктурных проектов; это помощь, поддержка специальной военной операции, семей военнослужащих; это промышленный суверенитет.
В первую очередь власти будут поддерживать компании, которые занимаются выпуском импортозамещающей продукции.
— Поэтому здесь и субсидирование, льготирование, налогообложение уменьшено, поддержка кадров в этих сферах, образовательная деятельность, чтобы готовить кадры, которые могли бы работать на предприятиях, — добавил Алексей Волоцков. — Наука, научные знания и их реализация. Совместное партнерство с теми, кто уже в этом направлении работает долгие годы. Это, прежде всего, азиатские страны, Ближний Восток. Это наши друзья-партнеры, которые могут нам помочь в этом наладить производственные мощности, линии и выпуск необходимой продукции.
По программе правительства РФ некоторые компании уже получают инвестиционный налоговый вычет в размере 25% от расходов на проекты технологического суверенитета. Воспользоваться им могут компании, включенные в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики. Но если вы, например, торгуете шаурмой, держите бар или работаете в иных отраслях развлекательной индустрии — попасть в реестр по понятным причинам не получится.
Первый миллиард на независимость
Судя по всему, правительство действительно видит в достижении технологического суверенитета сакральный смысл, ведь налоговый вычет и прочие ожидаемые налоговые и иные преференции для членов реестра — не единственные бюджетные вложения в проект.
Накануне Минпромторг выделил миллиард рублей на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Организация перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры». В описании закупки особо отмечено, что она проводится по шифру «Технологический суверенитет».
Правда, заказчики работы просят исполнителя выполнить научную работу не для всех 13 ключевых отраслей экономики, а лишь для четырех: оборонная промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность; горнодобывающая промышленность (в части руд, камней). Учитывая, что это первая госзакупка Минпромторга, связанная с технологическим суверенитетом, можно предположить, что указанные выше отрасли считаются наиболее важными для страны.
На разработку научно-исследовательской работы подрядчику, которого, кстати, скрыли, отводится целых два года. Первый этап он должен завершить к началу 2026 года, а второй — к концу того же года. При этом подрядчик должен предложить заказчику не менее 200 планов перехода субъектов критической инфраструктуры на отечественное ПО и проанализировать их. А дать оценку актуальности и достоверности сведений должны в не менее 1000 экспертных заключениях.
Как россиянам будет житься лучше?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.