Многие преподаватели хватаются за голову: в вузы повально идет сброд, которому совсем неинтересно получать высшее образование. Причем проблема эта возникла давно — пять, а то и десять лет назад. На пары приходят ребята в спортивных костюмах, едят сэндвичи, запивая кофе, и это всё прямо на лекциях. Экзамены — это отдельная трагедия, списывают все. Стараться никто не хочет, да и не умеет. Об этом говорят сами педагоги.
Когда мы готовили этот материал, мы пообщались со многими преподавателями. Часто они отказывались поднимать эту тему — говорили, что жаловаться на своих студентов неэтично. Но всё равно подтверждали, что да — большинство студентов просто перестали учиться.
Кто-то смотрит на это либерально — высшее образование давно перестало быть великой целью для людей. Многих ребят в вузы гонят матери, у которых идея фикс, чтобы их чадо имело высшее образование. Мол, без него один путь — в деклассированные элементы. Отсюда у студентов нет никакой мотивации учиться. Другие смотрят на происходящее с ужасом: университеты стали бедламом, куда приходят не получать ценные знания, а валять дурака на задних партах. Альма-матер стала местом повеселиться и пообщаться с ровесниками.
Вот что по этому поводу говорит кандидат филологических наук, который преподает в МГУ и ведет лекции в других ведущих вузах страны. По поводу своих студентов он решил высказаться анонимно.
— К сожалению, это острая и довольно неприятная тема, потому что действительно студенты стали заниматься существенно хуже — они сейчас куда менее заинтересованы в получении образования. В вузах очень много неинтеллигентных людей, которым совсем неинтересно учиться. Они приходят в университет развлекаться. К сожалению, даже в лучших вузах страны сейчас это проблема.
Двадцать лет назад заинтересованность студентов, конечно, была существенно выше, — продолжает преподаватель. — Возможно, это было отчасти по инерции. Падение заинтересованности в образовании связано прежде всего с экономической политикой нашей страны и низкими зарплатами преподавателей. У нас зарплаты, как в Африке, и вы это прекрасно знаете. Сами студенты, к сожалению, к учебе относятся чаще всего равнодушно — лишь бы получить корочку. Иногда они даже не вполне понимают, по какой специальности учатся. Для них это не важно.
У многих студентов знания ограничиваются тем, чему их научили репетиторы перед поступлением. Став студентами, они не учат вообще ничего. Не все, конечно, но, к сожалению, многие. Неофициальный призыв «забить на учебу», как выражаются на соответствующем сленге, весьма популярен. Это ужасно. Но обвинять в этом только студентов неправильно. Обвинять нужно наше «чудесное» государство, у которого много разных достижений в сфере образования, как вы знаете. У тех, кто нами руководит, совершенно иные задачи. На жалобы преподавателей они не реагируют и не отреагируют. Потому что сами знаете, что им нужно, и сами знаете, кто им нужен.
— Как вы относитесь к отмене болонской системы образования?
— Как к любому факту, связанному с изоляционизмом, — крайне отрицательно. И не потому, что мне нравится болонская система, иногда она у нас довольно по-идиотски функционировала (не везде, конечно). Но само желание изолировать нашу страну — это, безусловно, плохо.
— Извечный вопрос: ЕГЭ определяет качество знаний?
— Про ЕГЭ я могу сказать существенную вещь. С одной стороны, ЕГЭ очень сильно ухудшил качество знаний абитуриентов. С другой стороны, благодаря ЕГЭ люди издалека — из провинции — теперь могут поступить в лучшие московские вузы. Не было бы ЕГЭ, у них не было бы возможности добиться хорошего образования. Ехать в Москву и нанимать там репетитора для многих абсолютно не вариант. Единый госэкзамен — это шанс для людей издалека. Но всё равно этот экзамен очень сильно понизил качество подготовки поступающих — порой в вузы приходят люди с чудовищным уровнем знаний, хотя, конечно, есть и толковые студенты.
— Для молодежи престижно иметь высшее образование сейчас?
— Документ о высшем образовании иметь нужно. Но отношение к самому образованию часто совершенно плевое.
Также мы взяли интервью у Игоря Исаева. Он занимал пост директора Института лингвистики РГГУ в 2016 году. До этого он восемь лет был доцентом Института лингвистики, а с 2004 по 2017 год работал в Институте русского языка РАН. Этим летом он ушел из РГГУ.
— Игорь Игоревич, в СМИ писали о недоборе людей на бюджетные места. Вузы были вынуждены звонить абитуриентам и упрашивать тех подавать документы. Как итог — на бюджет в элитные вузы страны прошли выпускники с очень низкими баллами, троечники. Связано ли это с оттоком людей из страны? На этом фоне насколько снизится качество подготовки студентов-первокурсников?
— Точно нет, — уверен Исаев. — Это связано с особенностями приемной кампании этого года. В предыдущие годы абитуриент мог отправить документы в несколько вузов. А в этом году он должен был отправить их в одно место. Получается, что отток абитуриентов связан с тем, что многие люди из регионов потенциально не поехали в Москву, потому что поняли, что здесь конкурс высокий и они могут здесь не поступить. Побоялись принести документы в университеты из-за конкуренции. Но при этом в РГГУ, я знаю, выстрелили переводоведение с восточными языками на специалитете. А на бакалавриат пришло людей меньше, чем в предшествующие годы.
Отчасти это может быть связано с тем, что наши политики назвали бакалавриат «вражеской» штукой, с которой нужно покончить, поэтому люди охотно понесли документы на специалитет. Уменьшение количества студентов связано с тем, что люди стали выбирать менее рейтинговые университеты.
Также я считаю, что это никак не связано с оттоком населения. Это больше связано с общей политикой Министерства образования.
— А что вы думаете про отмену болонской системы?
— По большому счету, наша болонская система сделана кривовато — образовательные стандарты, которые были у нас, отличались от каких-нибудь немецких университетов. При этом смысл четырехлетнего бакалавриата заключался в том, что при этой системе существует мобильность студентов. Студент начинает учиться у нас и может закончить образование в другой стране. Но вышло так, что наши программы очень сильно различались от европейских.
Для этого придумали программу двойных дипломов, чтобы пристроить наших студентов в Европу. Программы согласовывались специально, и без согласования система не работала. Потому по болонской системе грустить нет смысла. Грустить надо о другом. Когда мы переходили на болонскую систему образования, нам пришлось переделывать специалитет — ломать его, сжимая программы. Это было тяжело и долго, но переделали. Включились в этот процесс. И теперь — твою мать! — нужно делать всё то же самое, переделывать всё обратно в специалитет.
«Это просто нерационально, это отнимает силы и время»
Я прямо скажу. В образовании неважно — четыре года ты обучаешь студента или пять. Если ты учишь хорошо, то через четыре года бакалавриата и два года магистратуры у тебя будет хороший выпускник. А если ты плохой преподаватель, плохое учреждение без рейтингов, без традиций — то хоть пять, хоть семь лет: твой студент всё равно ничему не научится. В этом смысле тосковать по болонской системе с нарушенной системой обмена не нужно, она была не очень хорошо устроена. А то, что придется всё ломать, переделывать курсы, переделывать часы, — это плохо, ведь этим будут заниматься преподаватели.
«Лишние часы, лишняя чиновничья нагрузка будет на плечах педагогов»
— На фоне уменьшения абитуриентов качество подготовки первокурсников снизится?
— Нет. Педагогический состав ведь останется прежним. У нас в РГГУ, например, все работают на совесть. Тут опасность другая. Когда становится меньше групп, то ставка профессорско-преподавательского состава уменьшается. Соответственно, если преподавателю раньше давали десять групп, то сейчас, например, дадут всего семь. Кто был на полной ставке, окажутся на неполной. Они будут вынуждены искать работу где-то еще, потому что у них будет неполная зарплата. Так педагоги начнут тратить свои силы не только на педагогическую работу.
— Как спецоперация повлияла на образование? Будут ли патриотические лекции, как в школах? Что изменилось в жизни преподавателей?
— Если быть откровенным, то внешне почти ничего не изменилось.
«Все живут спокойно до тех пор, пока это их лично не касается»
Да, в университетской среде есть люди, которых затронула СВО, — это те, кто высказываются против спецоперации. Но пока в вузы не вводят «патриотических классных часов» — ни преподавателей, ни студентов не обязывают чем-то таким заниматься. Пока. Есть опасность, что подчистят педсостав — тех, кто не кланяется текущему моменту. Кажется, что по России подобного еще немного, но отдельные случаи уже есть.
— В чем проблема сегодняшних студентов? Правда ли, что учащиеся сейчас «не те»? Стали ленивее, глупее, чем 10 лет назад, и в вузы попадает сброд, который не желает учиться? Или это слишком категорично?
— Это неправда, и так говорить неправильно. Общество меняется, меняются стандарты того, что важно, а что нет. Сейчас люди не должны иметь высшее образование, чтобы быть успешным в жизни. В советское время считалось: либо ты работяга и всю жизнь ходишь в солярке, либо ты интеллигенция.
«Сейчас успешный человек — это бьюти-блогер с губками, ресничками и телефоном, которому образование, вполне вероятно, помешает»
Общество просто эволюционировало — не требуется того, что требовалось на предшествующем этапе истории. Это лишь традиция набирать огромное количество студентов, которых отправили поступать советские родители со словами: «Ну как ты без высшего образования, ты чего?». Студенты не мотивированы, и это вина родителей. У тех есть представление о том, что надо идти в университет. Зачем? Это уже другой вопрос, ответ на который мало кто знает.
Те студенты, которые учатся хорошо, и те, кто умен, но пропустил всю учебу, — это все-таки разные вещи. Есть умные, но которые не понимают, зачем они учатся. Они либо меняют учебу, либо в мучениях доучиваются, радуя родных. Но хорошие, примерные студенты ничем не отличаются от тех, кто был 10 лет назад.
«Студенты хорошие до сих пор»
Это как в крестьянской традиции. Все говорят: «Как же так? В селе не остается людей, люди оттуда уезжают». Просто люди оттуда уезжают, потому что появилась техника — столько рабочих рук не нужно! И тут то же самое. Такое количество людей с высшим образованием для выполнения заурядных работ не по профессии, на которую люди потратили 800 тысяч, миллион, не нужно.
«Пройдет время, люди осознают, что не обязательно нужно получать высшее образование, чтобы потом отрабатывать его»
— ЕГЭ показывает качество знаний?
— ЕГЭ надежно показывает корреляцию того, как человек учился, с тем, что у него в баллах. Это полезный инструмент. По моей практике я видел, что люди, у которых больше 230 баллов, — это уже хорошие, уверенные студенты. Но бывает всякое. Бывает совершенно чертов гений, но у которого всего 160 баллов. А ему просто в школе неинтересно было. Бывают единичные случаи, когда у человека 280–290 баллов, но он вообще не учится. Но я считаю, что в последнее время баллы ЕГЭ дают надежную картину, кто перед тобой.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».