Образование подробности Борьба за места в топ-школах и провальные олимпиады: как в Москве школьников учат математике

Борьба за места в топ-школах и провальные олимпиады: как в Москве школьников учат математике

Разбираемся в правилах столичной системы образования и оцениваем ее результаты

В Москве есть целый ряд проектов, призванных поддержать в школьниках интерес к математике

Если посмотреть любой из всевозможных рейтингов топ-школ Москвы, то сразу станет ясно: первые места в них занимают государственные школы, называемые «математическими» или «физико-математическими». Именно в них пытаются отправить своих чад амбициозные московские родители, и именно их ежегодно штурмуют тысячи абитуриентов — по 5–6 человек на место в топ-школе.

Корреспондент MSK1.RU разобралась в сложных правилах столичной системы образования и ее не всегда обнадеживающих результатах. Рассказываем, как это устроено.

Как попадают в топ-школы?


Обычно «гонка за школой» начинается перед 5-м классом и продолжается до 7-го. Чтобы попасть в лучшие учебные заведения, дети должны сдать вступительные экзамены. Важно, что в каждой топ-школе они свои, с разными требованиями и даже составленные по разным программам. Обычно для поступления в 5, 6, 7-й классы школьники сдают математику, русский язык, иногда — английский. Бывает, что экзамены по математике делятся на два: письменный, где решают задачи, близкие к общеобразовательной программе, и устный, где сдают олимпиадные задачи. Некоторые школы принимают математику даже в три этапа.

Поступление в 8-й класс есть во многих школах, но чаще всего уже только в формате «добора». Новеньких берут взамен ушедших в школу получше или исключенных «стареньких» (эти исключения — отдельная история детских драм). Попасть в более старшие классы топ-школ в основном могут только те, у кого есть победы или призерство в олимпиадах. Таким образом школы обеспечивают себе самых сильных учеников, подготовленных кем-то другим. Случаев, когда ребенок из топ-школы учится в ней с 1-го по 11-й класс, крайне мало. А вот ребят, меняющих места обучения 4–5 раз, всё больше. Детей, которым приходится каждый день ездить в школу через всю столицу на 2–3 видах транспорта, — тоже.

В том числе это происходит потому, что требования к знаниям в разных топ-школах с годами всё больше расходятся друг с другом, и эти требования — как и экзамены в лучших московских школах — никак не стандартизированы и не контролируются ни городом, ни департаментом образования. Бывает, что ребенок, «заваливший» или написавший на тройку промежуточную аттестацию в одной топ-школе, с легкостью набирает высший балл для поступления в другую. Причем через два года с этим же ребенком может быть обратная ситуация — из-за разных программ школ, разных подходов их администраций к аттестации или просто из-за «человеческого фактора».

Пока топ-школы имеют полную и непрозрачную свободу в подборе учеников, дети страдают. С одной стороны, школы резонно говорят о важности сохранения своих математических традиций — некоторые из них действуют уже много десятков лет и по праву гордятся выпускниками. С другой — большие проблемы в системе столичного обучения математике очевидны.

Олимпиады по математике выигрывают не москвичи

В 2023 году москвичи выступили на Всероссийской олимпиаде школьников по математике хуже, чем почти по всем другим предметам, если смотреть не на абсолютные цифры (они, конечно, большие, потому что москвичей просто много), а на долю каждого региона в общем числе дипломов.

Так, доля дипломов Москвы на Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам и по экономике составила 64% от всех, а доля по математике — всего 33%. Рейтинг, составленный нами по данным Правительства Москвы, прямо указывает: в других регионах России с математикой намного лучше, чем в Москве — дети из регионов берут большую долю дипломов на олимпиадах. Собственно, по результатам распределения долей дипломов ВсОШ в 2023 году получается, что хуже математики москвичи выступают только на олимпиадах по немецкому языку и физкультуре.

Помочь исправить ситуацию в теории должен был проект «Математическая вертикаль» — разработанная в столице единая программа углубленного обучения математике для 7–9-х классов, которая реализуется с 2018 года. Попасть в «Математическую вертикаль» проще, чем в элитную топ-школу, потому что отбор учеников централизованный и проходит объективнее.

«Математическая вертикаль» и математические классы: в чем разница?

Для обучения в рамках проекта «Математическая вертикаль» школьникам нужно пройти стандартизированное тестирование Московского центра качества образования (МЦКО) по математике. Дети, набравшие определенные баллы (каждый год они разные), могут быть приняты в «Математическую вертикаль» и не должны для этого проходить какие-либо внутренние экзамены в школах. После 9-го класса успешно сдавшие ОГЭ могут пойти в программу «Математическая вертикаль ПЛЮС» для старшей школы. О позитивных результатах «Математической вертикали» уже можно судить хотя бы по тому, что в последние два года москвичей-победителей ВсОШ по математике всё-таки становится больше.

Кроме «Математической вертикали», в Москве в 2022 году появилась еще одна программа — «Московский математический класс». Интересно, что информации о ней минимум — в открытом доступе есть документы о ее старте и объеме финансирования, а также о списке школ, попавших в программу в 2022/2023 учебном году.

В списке — как раз все столичные топ-школы, да и сам проект «Московский математический класс» поначалу показался попыткой привести их к городскому стандарту. Однако в 2022–2023 годах проект прошел словно незамеченным, а многие ученики школ из списка даже и не узнали, что учатся в «Московском математическом классе».

Приказ Правительства Москвы, устанавливающий правила проекта «Московский математический класс», был утвержден 1 июля 2022 года. Программа «Московский математический класс» дает школе дополнительное финансирование в размере от 86 899 до 104 819 тыс. рублей на ученика в год — за семиклассника меньше всего, за одиннадцатиклассника — максимум.

Какие школы будут приняты в проект на 2023/2024 учебный год? Эта информация в открытом доступе отсутствует, несмотря на то что список должен был быть сформирован до 1 августа.

При этом в проекте может быть не более 21 школы и 5500 учеников. Школы отбирает Департамент образования по объективным критериям — количество учеников, получивших более 80 баллов на ЕГЭ, и количество победителей Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады школьников. Учитывается не только математика, но также экономика, информатика, физика, биология и генетика.

По сравнению с «Математической вертикалью» проект «Математические классы» дает школам гораздо больше свободы, но всё же дает и рамки. Образовательные программы и учебные планы разрабатываются Центром педагогического мастерства (ЦПМ), хотя они и не станут обязательными для школ. ЦПМ же должен организовывать подготовку педагогов для проекта.

Но есть одно «но»...

Одна из проблем в том, что школы принимаются в проект всего на один год. Соответственно, если в этом году старшие ученики школы набрали нужные баллы на ЕГЭ и собрали достаточно дипломов олимпиад — школу (и ее семиклассников) примут в проект. Если нет — то нет. В такой ситуации остается не очень понятным, что будет происходить с учениками. В одном учебном году их станут набирать в проект, а в следующем? Ученики из класса проекта побегут штурмовать следующую топ-школу?

Этот вопрос пока что остается без четкого ответа, как и критерии набора детей в «Московский математический класс». Правительство Москвы сформировало общие требования, но решение оставляет за школой. В родительских сообществах уже говорят о случаях, когда в «Московский математический класс» не попадают призеры и победители федеральных математических олимпиад, не прошедшие внутренние школьные экзамены или аттестации, которые, напомним, никак на уровне города не регламентируются.

В теории для справедливой оценки знаний школьников в арсенале Москвы есть не только тестирование МЦКО, но и его углубленная версия. Сейчас желающие могут проходить его добровольно.

Централизованное тестирование по углубленной математике не только в «Матвертикали», но и во всех математических проектах, получающих дополнительное финансирование из бюджета, помогло бы справиться с необъективностью требований школ. Пока о переходе на такую схему город ничего не говорит.

Родители же, считая этот вариант логичным, обивают пороги центров тестирования МЦКО, чтобы запастись «государственным» подтверждением знаний своего ребенка на случай споров со школой. Очереди из таких добровольцев в центрах растягиваются порой и на месяц вперед. Правда, нет никакого документа, обязывающего школы учитывать результаты МЦКО при формировании «Московских математических классов».

Мнение преподавателя

О том, как обстоят дела с популяризацией математики среди школьников, корреспондент MSK1.RU поговорила с кандидатом физико-математических наук Иваном Ященко, руководителем комиссии по разработке КИМ ЕГЭ.

Он рассказал, что есть несколько направлений изучения математики. Первое — базовый уровень, знания, которые пригодятся в жизни представителю любой профессии. Второе направление — математика для технических специальностей. Собственно, это профильный уровень на ЕГЭ. Третье — это творческое направление: создание новых теорий, то, что по-настоящему двигает науку вперед.

— В Москве у ребят, настроенных на творческий вариант, есть возможности реализовать себя в математических классах, а если их интересует прикладное направление — в проекте «Математическая вертикаль», — отмечает Иван Ященко. — Подготовиться к олимпиадам можно на бесплатных математических кружках при школах и вузах и на профильных семинарах Центра педагогического мастерства.

Педагог также отметил, что за последние годы базовые задачи школьники стали решать лучше. Отчасти это потому, считает он, что разделение на уровни помогает детям фокусироваться на основном.

Мы также получили комментарий от Министерства образования с разъяснениями по поводу реализации математических проектов.

— Что касается высоких результатов итоговой аттестации или олимпиад по таким предметам как математика, физика, информатика и химия, то из года в год их демонстрируют школы вне зависимости от места расположения, и это результат слаженной работы в развитии технологического и естественно-научного направлений, — отметили в комментарии. — Выпускники самых разных школ Москвы поступают в лучшие ВУЗы страны по этим направлениям, их доля за последние годы существенно выросла.

Всероссийская олимпиада школьников по математике — одна из самых массовых. Ежегодно в ней участвует большое количество учащихся школ Москвы. В 2022–2023 учебном году московские школьники на заключительном этапе олимпиады завоевали треть всех дипломов победителей и призеров в России (71 из 216). Особенно важно отметить, что москвичи продолжают улучшать результаты на олимпиадах по важным для современного мегаполиса дисциплинам: информатике (2022 год — 76 дипломов победителей и призёров, 2023 год — 85 дипломов победителей и призеров), физике (2022 год — 70 дипломов победителей и призеров, 2023 год — 71 диплом победителей и призеров), математике (2022 год — 66 дипломов победителей и призёров, 2023 год — 71 диплом победителей и призеров). Поэтому сравнение результативности выступления московских школьников на олимпиаде по математике с олимпиадами по китайскому, испанскому, итальянскому языку, экономике, где участников в разы меньше, не вполне корректно.

Проект «Математическая вертикаль» в московских школах был запущен в 2018 году. В рамках проекта учащиеся 7–9 классов изучают современный курс математики, посещают кружки, факультативы по математике, ИТ и естественно-научным предметам. Обучение ведется по специально разработанным учебно-методическим пособиям. Преподают в классах учителя школ, прошедшие специальную подготовку. Методическую поддержку школам оказывают ресурсные центры проекта — ведущие ВУЗы (ВШЭ, МГУ, МИРЭА, МИСИС, МФТИ) и лучшие школы города.

Отметим, что приказ о реализации в 2023/2024 году проектов «Московские математические классы», в котором установлен список участвующих в них образовательных организаций, был опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 31 июля 2023 года.

Также подчеркнем, что по закону школы самостоятельны в ведении образовательной, научной и административной деятельности, то есть они сами разрабатывают образовательную программу в соответствии с федеральными образовательными стандартами, стратегию развития, принимают учащихся и распределяют их по классам.

Целиком интервью с Иваном Ященко можно прочитать у нас на сайте. Ранее мы публиковали топ-5 московских школ, рассказывали, чему там учат и как туда попасть. Читайте также о плюсах и минусах разных форматов подготовки к ЕГЭ и о квотах, которые теперь доступны детям участников СВО.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя частью чего-то великого». Москвичка — о концерте Адель в Мюнхене: восторженная колонка фанатки
Анонимное мнение
Мнение
Клуни и Питт на серьезной миссии. Почему нужно посмотреть криминальную комедию «Одинокие волки»
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Кто будет компенсировать людям деньги за годы жизни в съемных квартирах?» Эксперт разобрала новый закон, касающийся дольщиков
Нина Бехтина
Юрист для инфобизнеса
Рекомендуем