Современная российская образовательная программа вызывает много вопросов у жителей страны. Среди родителей и детей есть сомнения в надобности некоторых предметов. Так ли необходимо «навязывать» школьникам науки, с которыми, казалось бы, не связана их будущая профессия? Нередко в этом контексте говорят о литературе, на которой школьники изучают творчество писателей и поэтов прошлых веков.
Некоторые считают, что Пушкину и Достоевскому пора уйти на пенсию и отдать место более современным творцам. Другие вообще не видят какого-либо смысла в предмете и убеждены, что его нужно убрать из программы, освободив место для других, более важных уроков. MSK1.RU обсудил данный вопрос с филологами и преподавателями литературы. Рассказываем, что они думают по этому поводу.
Нужна ли литература в школе
Некорректно говорить, что изучение литературы в школе должно быть обязательным. Однако у этого предмета есть и свои преимущества, рассказал MSK1.RU филолог, преподаватель литературы Александр Платицын.
— Нельзя сказать, что она нужна. Но литература предоставляет маленькому человеку крупную социальную скидку, которая раскрывает свои преимущества на длительной жизненной дистанции, — сказал он.
«Когда начитанный человек встречает сверстника, не читавшего ничего сколько-нибудь серьезного, это различие виднеется так же, как зияющая пропасть»
По словам литературоведа, каждая семья способна самостоятельно обсудить «литературный» вопрос и решить, нужен ли их ребенку этот предмет. Но отказываться от книг полностью всё же не стоит.
— Лишать будущее поколение настолько простого механизма, настолько точной дорожной карты реальности, как литература, определенно не стоит, — отметил Платицын.
К обсуждению вопроса также присоединилась кандидат филологических наук, преподаватель литературы Светлана Царегородцева. Педагог считает, что литература — способ художественного освоения мира. И этот метод, по ее мнению, гораздо интереснее, чем научный.
— Естественно, у литературы есть свои функции. Но самая главная из них — гедонистическая. Хорошая книга приносит удовольствие, — рассказала эксперт. — И, если мы не будем давать ребенку в руки художественные произведения, читать их вместе с ним, он не получит того самого удовольствия, которое должен получить: эстетического. Он потянется к тому, от чего мы как раз хотим его отвлечь.
Пора отказаться от Пушкина?
Вопрос «обветшавшего памятника» Пушкина и его устаревших для современных реалий произведений всё еще остается открытым. Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам.
— Дело в том, что современную школьную программу надо пересматривать. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи. Может быть, вместо «Котлована» Платонова надо дать «Песчаную учительницу»? А вместо «Преступления и наказания» — «Белые ночи»? — предположила она. — Для детей сложен образ Раскольникова. Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». То есть постепенно погружать в творчество, как и с Пушкиным.
По словам литературоведа Платицына, «устаревшая» классика, напротив, может стать глотком свежего воздуха для ребенка.
— Изучение классики — та отдушина, где ребенок оказывается в ситуации личного разговора с книгой, с необъяснимым эстетическим опытом, обращающим само его восприятие к чистому сопереживанию, — рассказал филолог. — И потому нельзя маркировать этот опыт как «прошлое», он куда яснее тяготеет к вневременному, типологическому состоянию ума.
Нужны ли книжки «технарям»?
Какую бы эстетическую пользу ни несла литература ребенку, ее польза на практике всё еще остается неясной. Многие школьники выбирают профессии, связанные с точными науками. В этом случае возникают сомнения по поводу важности чтения художественных книг и знания классиков. При этом, по мнению Царегородцевой, литература в некоторых случаях может оказаться полезной и для физиков, и для инженеров, и для представителей любых других профессий.
— Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться.
«Человек вбирает опыт в себя, а потом поступает так или иначе. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге»
Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми. Человек вполне может целыми днями сидеть перед экраном и работать за компьютером. По словам Царегородцевой, такому сотруднику литература необходима даже больше, чем всем остальным.
— Ему же надо общаться с кем-то, а книга — это источник общения. Это возможность примерить на себя судьбу героя, поговорить с ним. К тому же такие люди, как правило, интроверты, — сказала она. — Для них чтение — замена общения с миром, с которым они не хотят или не умеют коммуницировать.
Современная литература развивается своим ходом и тоже играет важную роль в развитии человека. По мнению Платицына, она отражает исторический этап и помогает разобраться в нем. Но тут опять же всё завязано на образовательной программе.
— Тексты современных писателей отчасти объясняют то, каким было и каким стало наше время. Дело в том, что прежде человеку нужен исходный код нашей культуры, ее ткань. Даже робкое знакомство с ней впоследствии облегчит понимание наших современников, — уточнил он.
«Это и есть вещь, отличающая классическую литературу — она беседует с нами о том, что не выходит из моды»
Какие книги пользуются популярностью
Сейчас, как отметила Царегородцева, молодежь чаще всего читает фэнтези, но есть и исключения.
— Литература не становится ни хуже, ни лучше. Она отражает время. Я сама прочитала одну книгу о «Гарри Поттере», потому что хотела понять молодежь, — рассказала эксперт. — Кстати, она мне вполне понравилась. Там говорится о добре и зле, но на таком языке, который близок подрастающему поколению. Поэтому я не хочу отрицать полезность этой литературы. Другое дело, что сейчас легче читать массовую литературу, чем интеллектуальный роман. Но к нему тоже нужно прийти.
Как вы считаете, нужно ли изучать литературу в школе?
Ранее на нашем сайте вышел материал, в котором подробно освещается проблема нужности и ненужности литературы: москвичи возмутились из-за писателей, которых изучают на школьных уроках. Также корреспондент MSK1.RU взял интервью у преподавателя литературы из Москвы. Он рассказал, почему ее так важно изучать, и объяснил, как мотивировать детей готовиться к ЕГЭ по этому предмету.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».