В течение 4 лет небольшой московский автосервис «Авто-Оптималъ» заработал почти 5 миллионов рублей на господрядах от главного ядерного вуза страны — НИЯУ МИФИ. Причем без конкурса. Столько же и на том же заработал один московский индивидуальный предприниматель.
Владельцы автосервиса и те, кто занимается госзакупками со стороны университета, оказались связаны одним номером телефона. MSK1.RU и «Лаборатория университетской прозрачности (Лупа)» (проект учит студентов расследовать коррупцию в вузах, - Прим.ред.) разобрались, что не так с обслуживанием автопарка МИФИ и откуда у всего этого привкус коррупции.
Контактное лицо
Доставщик пиццы подъехал к небольшому трехэтажному офисному зданию на юге Москвы. Оно неказисто облицовано кирпичом. На последнем этаже три балкона с коваными перилами — по-видимому, предназначенные для рабочего перекура. Тут, согласно утечке данных из сервиса «Яндекс Еда», свой заказ с нетерпением ждал Алексей Кузнецов.
Кузнецов работал и работает в НИЯУ МИФИ (Национальном исследовательском ядерном университете Московского инженерно-физического института). Раньше Кузнецов занимал должность заместителя начальника инженерно-транспортного управления МИФИ, которое отвечает за эксплуатацию и техническое обслуживание университетского автопарка. Сейчас на сайте вуза указана другая его должность — ведущий инженер.
Автопарк МИФИ и кто им управляет
В автопарке МИФИ выбор автомобилей разнообразен и далеко не скромен — там есть как базовые Ford Mondeo, так и машины бизнес-класса Infiniti M37. Эти автомобили предназначены для рабочих поездок сотрудников университета. За безопасное вождение отвечает личный водитель, а за исправное состояние автомобилей — инженерно-транспортное управление МИФИ, где и работает Алексей Кузнецов.
Как мы искали?
Мы проанализировали закупки у единственного поставщика нескольких российских вузов, входящих в топ-10 рейтинга RAEX. В этот раз под нашей лупой оказался МИФИ. Мы обнаружили несколько подозрительных договоров на обслуживание и ремонт университетского автопарка, в которых содержалась информация об автомобилях — их марках и госномерах. Эти данные помогли нам выявить некоторые возможные нарушения.
О 46-летнем Алексее Кузнецове довольно мало известно — на сайте университета есть только его фотография и должность. Социальные сети Кузнецова выглядят заброшенными — по крайней мере, в своем аккаунте во «ВКонтакте» сотрудник МИФИ с 2017 года не публиковал ничего.
А еще бывший замначальника инженерно-транспортного управления и сам является автолюбителем: на него записаны как минимум пять легковых машин (ни одна из них не является автомобилем класса люкс). Некоторые из них регулярно ловят штрафы за превышение.
«Авто-Оптималъ»
По адресу Большая Черемушкинская, 21, где ждет доставку Кузнецов, зарегистрировано ООО «Авто-Оптималъ». Компания предоставляет услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей — именно этим Кузнецов и занимается в МИФИ.
С 2014 года «Авто-Оптималъ» заключал с МИФИ договоры по техобслуживанию и ремонту легковых авто без конкурса, как единственный поставщик. При этом у «Авто-Оптималъ» — подрядчика федерального вуза — даже нет собственного сайта, на котором можно было бы ознакомиться с предоставляемыми ими услугами.
По данным из Rusrofile, за всё время существования компании число ее сотрудников колебалось от нуля до одного. А одним из контактных номеров «Авто-Оптималъ» является телефон, зарегистрированный на того самого Кузнецова из МИФИ.
За период с 2014 по 2018 год автосалон получил от вуза 11 подрядов на сумму 4,7 миллиона рублей.
«Дробим согласно законодательству»
У МИФИ, как и у любой организации, которая осуществляет закупочную деятельность, есть «Положение о закупках». Там зафиксировано, в каких случаях университет проводит закупки неконкурентным способами, то есть без тендера. В этом документе МИФИ сказано, что университет может покупать у единственного поставщика «любой товар или услугу, стоимость которых не превышает 600 тысяч рублей».
И порой бывает так, что одна масштабная закупка превращается в три небольших, не превышающих порог в 600 тысяч. Например, в мае «Авто-Оптималь» получил подряд на ТО и ремонт 30 автомобилей МИФИ. В договоре было указано, что на все запчасти и работы распространяется годовая гарантия и при поломке любой из машин ремонт проводится за счет «Авто-Оптималь». А в июне и октябре того же года фирма получила две идентичные закупки на те же авто.
По словам аналитика Ирины Соколовой из независимого проекта «Тендерскоп», исследующего нарушения в сфере госзакупок, подобные превращения «похожи на дробление».
— Предмет закупки идентичен. И не скажешь, что это может быть связано с какой-то неожиданно возникшей потребностью, так как заказываются услуги по техническому обслуживанию на один и тот же парк из 30 автомобилей, — объясняет Соколова.
«То есть потребность в таких услугах можно на год спланировать и одной закупкой закрыть»
MSK1.RU и «Лупа» спросили у Алексея Кузнецова, почему МИФИ разбил единую закупку на несколько частей. Поначалу сотрудник инженерно-транспортного управления вуза заявил, что договор был заключен в ходе конкурса. Но после того, как журналист поправил его (всё-таки конкурса не было), Кузнецов сказал, что закупка была проведена в соответствии с требованиями университета.
— Просто мы заключили рамочный договор, и на основании этого рамочного договора обслуживаем автопарк, — продолжил как ни в чем не бывало Кузнецов. — Все четыре [закупки] идут поквартально.
«Мне не дают заключить договор на большую сумму, [поэтому] мы его дробим согласно законодательству»
Коллеги поневоле
Номер телефона Кузнецова — не единственный номер на карточках ООО «Авто-Оптималъ» в сервисах Rusprofile и «СПАРК». Второй телефон — гендиректора и учредителя компании, 51-летнего Ивана Судакова. В договорах между МИФИ и ООО «Авто-Оптималъ» Судаков упомянут как контактное лицо компании, а Кузнецов — университета.
— Это вполне может указывать на вертикальный сговор между заказчиком и исполнителем контракта, — говорит юрист в сфере антикоррупции Григорий Машанов.
MSK1.RU и «Лупа» связались с Иваном Судаковым, чтобы спросить, почему его фирма зарегистрирована на номер Кузнецова.
«Дело в том, что номер, который сейчас принадлежит Алексею Кузнецову, когда-то принадлежал мне»
На вопрос «как так вышло» гендиректор предприятия ответил: «Не помню, это давно было». Тот же вопрос мы задали Кузнецову. У сотрудника МИФИ другая версия:
— Здесь это вышло случайно <...>. Он регистрировался [Судаков] и мой телефон вводил. Это никак не связано. <...> Такое произошло [с «Авто-Оптималъ»]. Несколько раз уже звонили. На каком-то там сайте прошла регистрация с моим номером телефона почему-то, — ответил Кузнецов.
На номер телефона Кузнецова также зарегистрирован московский индивидуальный предприниматель Владимир Геннадьевич Шилов. ИП Шилов тоже заключал договоры с МИФИ на ТО и ремонт автомобилей как единственный поставщик.
С 2011 года ИП Шилов получил от МИФИ 14 подрядов на сумму 4,7 миллиона рублей. Шилов даже «соперничал» с ООО «Авто-Оптималъ» при проведении одной из закупок. После 2018-го данных о госзакупках, выполненных предпринимателем, нет.
Последние контракты с «Авто-Оптималъ» и ИП Шиловым МИФИ заключил в 2018 году, о дальнейшем их сотрудничестве неизвестно. Заказчики, согласно федеральному закону № 223, могут даже не публиковать информацию о закупках у единственного поставщика и тексты заключенных договоров. В этом отличие от закупок, которые проводятся конкурентным способом.
— Если заказчик не размещает информацию, то общественности его практически не проконтролировать. Если, конечно, не удастся добыть какую-то инсайдерскую информацию, — говорит аналитик «Тендерскопа» Ирина Соколова. — Если же какая-то информация всё же размещается, то остаются обычные механизмы контроля: анализ информации, обращения в прокуратуру и антимонопольные органы. Можно обратиться и в Федеральную антимонопольную службу, в том числе по ФЗ «О защите конкуренции» на основании ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 11.
«Систематические неконкурентные закупки у одного поставщика наводят на мысли о сговоре»
Что ответили в МИФИ и Минобрнауки
MSK1.RU и «Лупа» отправили запрос в МИФИ, в ответ на который получили третью версию такой популярности номера телефона Кузнецова:
— НИЯУ МИФИ проведена проверка. От Кузнецова А. Н. получены письменные объяснения. Согласно пояснениям, представленный ООО «Авто-Оптималъ» номер был указан ошибочно при заполнении карточки компании в программе «1С». В настоящее время данная ошибка устранена. А информации о том, что у двух подрядчиков и Алексея Кузнецова один телефонный номер, у МИФИ не было, «так как в заключенных договорах указаны другие номера для связи с указанными контрагентами».
Вуз в своем ответе на запрос также указал, что «при проведении внутреннего контроля нарушения антикоррупционного законодательства найдены не были». И вообще все договоры за 2011–2017 «уничтожены в установленном порядке в связи с истечением сроков хранения».
В Министерстве науки и высшего образования РФ MSK1.RU и «Лупе» ответили, что с 2018 по 2023 год не проверяли деятельность МИФИ.
— В 2018 году (тогда еще Министерством образования и науки РФ. — Прим. ред.) проводилась проверка соблюдения НИЯУ МИФИ российского законодательства и других нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных из средств бюджета, за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года.
О результатах проверки министерство ничего не сообщило.
Что еще почитать
Как в России создают патриотические игры для школьников и кто зарабатывает на этом миллионы;
топ-5 подрядчиков, получающих миллиарды на благоустройстве Москвы;
кому принадлежит рынок «Садовод»;
кто отвечает за подмосковный «город-призрак», который опасен для местных жителей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».