На собрании в лицее № 15 в подмосковных Люберцах было необычно шумно: родители, педагоги и представители власти обсуждали громкую перемену — реорганизацию. Лицей присоединяют к гимназии № 16 «Интерес» — флагманской школе Подмосковья, то есть, как это определяет Институт развития образования Московской области, самой сильной в муниципалитете.
Однако родители детей, которые учатся в лицее, объединение не оценили и выступили резко против него.
Корреспондентка MSK1.RU побывала на лицейском собрании и узнала, почему слияние двух учреждений вызывает недовольство не только у родителей, но и у школьников и учителей.
«При чем тут экономический эффект?»
В начале встречи заместитель главы Люберец, начальник управления образованием Виктория Бунтина заявила: укрупнение — объединение лицея и гимназии — администрация города посчитала целесообразным. Поэтому 27 мая утвердила постановление о слиянии.
— Такие реорганизации не предполагают никаких изменений для учащихся, для родителей и для педагогов, — сказала Бунтина. По ее словам, сокращение кадров коснется только административно-управленческого персонала: «Двух директоров быть не может, двух заместителей по безопасности тоже. И так далее».
Как раз после этого выступления слово взяла директор лицея Алевтина Ткачёва. Родители встретили ее аплодисментами.
Неожиданно в начале речи Ткачёва обратилась к заместителю Бунтиной — Светлане Яковенко, которая сидела в первом ряду.
— Светлана Васильевна Яковенко, я вас очень прошу: не надо мне звонить, не надо мне угрожать.
В зале кто-то удивленно воскликнул: «Вот это поворот!»
— Я приняла [реорганизацию] абсолютно нормально, — продолжила директор. — Обсуждать решения руководства я не приучена, даже если мне что-то не нравится. Педагогам я сказала, что учительские ставки не попадают под сокращение. Классных руководителей, зная наш сложный родительский контингент, я попросила по возможности не муссировать тему.
Ткачёва добавила, что сразу объявила учителям: она не останется в гимназии. Другую должность не дали — сейчас директор ищет новую работу.
— Простите, пожалуйста, не я должна бегать и спрашивать: «А что бы вы мне предложили при сокращении?» Ну ничего страшного, я без работы не останусь. С вашего позволения, я поехала больничный досиживать. Очень надеюсь, что диалог между родителями и руководителями будет конструктивным и контакт вы найдете. Всё, что касается педагогического состава, — решение каждого человека. Поверьте мне, — закончила директор, покинув зал под выкрики «Спасибо!» и новые аплодисменты.
Родители стали задавать вопросы Бунтиной и директору гимназии Ирине Снегирёвой. Один из самых болезненных касается перехода учеников из лицея с пятибалльной системы оценки знаний на десятибалльную. Снегирёва пояснила, почему последняя давно принята в гимназии: эта система, считает она, «дает гораздо больше возможностей» школьнику.
— Она совсем несложная и очень предсказуемая — вашим детям понравится. По десятибалльной системе, в отличие от «пятибаллки», нельзя наказать отметкой: она позволяет оценить только знания ребенка. За любую работу он будет получать оценку. Поверьте: постепенно эта система станет мотиватором для детей, — рассказала Снегирёва.
Но больше возмущения у родителей вызывают даже не новые условия обучения, а само объединение школ и чистота этой процедуры.
— Самый главный вопрос: как вы незаконно провели эту реорганизацию? Кто подписывал документы? — спросила участница инициативной группы родителей.
— Если бы постановление администрации не было легитимным и имело нарушение, то нам вынесла бы представление прокуратура Люберецкого округа, — объяснила Бунтина. — Есть надзорный орган, который дает оценку правомерности действий. Постановление на основании протокола межведомственной комиссии подписала я как руководитель сферы образования.
— Вот у нас выписка из протокола № 3, — продолжила другая родительница. — Она датирована 20 мая 2023 года. Там стоит якобы… ну, может быть, подпись председателя управляющего совета [лицея] Смекалиной М. Ю.
— Выписку предоставляет директор…
— А вы знаете, что у Смекалиной уже фамилия другая вообще?
— Минутку. Это выписка из протокола управляющего совета, в который входят избранные родители. Мы запросим все документы у Алевтины Гендриховны [Ткачёвой], чтобы она представила: какие подписи там стояли, тех ли людей, которые реально существуют. Потому что заниматься почерковедческой экспертизой мы не можем.
Позже выступила ответственный секретарь объединенного движения родителей и учителей России «Школа — наше дело» Руфь Браверман, представляющая интересы несогласных родителей. Правда, не без эксцессов. Так, депутат Совета депутатов Люберец Александр Мурашкин, который также был на собрании, вдруг спросил у общественницы, как она относится к СВО. Кто-то следом выкрикнул: «Провокация!»
— Правильно ли я понимаю, что объединение ресурсов даст больше возможностей гимназии? Каков экономический эффект реорганизации? — хотела выяснить Браверман.
— Про детей говорим, — отрезала Бунтина. — При чем тут экономический эффект?
Во время встречи она подчеркнула: «Никто никаких прав [при реорганизации] не нарушил. Мнение родителей, которые входят в управляющий совет, носит рекомендательный характер».
«Полная чушь»
Родителей, которые выступают против реорганизации, собрание не устроило.
— Я опечалена. Не злюсь, конечно, но очень обидно, что нас поставили перед фактом [объединения школ], — поделилась Татьяна, мать двух сыновей, которые ходят в лицей. — Мы хотим, чтобы нас услышали и разобрались в ситуации. Нам впихивают десятибалльную систему. У нас вроде свободная страна — мы вправе выбирать, где учиться. Теперь получается, что куда-то надо деваться.
Ученики лицея признались, что тоже не в восторге от перемен.
— Остался последний год [учебы], и хотелось бы отучиться со всем классом. Но сейчас творится полная неразбериха, из-за которой уходят многие ребята — наши друзья. Такого быть не должно. Мы не отметим с товарищами, которых знаем довольно долго, выпускной, — рассказал Михаил (имя изменено. — Прим. ред.).
Алексей (имя изменено. — Прим. ред.) поддержал друга:
— Мне бы тоже хотелось отучиться со своим коллективом. И с тем же учительским составом, который стал родным. В последний год привыкать к новому, когда у нас экзамены, — дополнительный стресс. Не хочется портить нервы. Это объединение — полная чушь. Я не согласен переходить в гимназию.
«Не сдержалась только после звонка»
На следующий день после собрания корреспондентка MSK1.RU связалась с Алевтиной Ткачёвой, чтобы та пояснила слова об «угрозах» Светланы Яковенко.
— Вчера (18 июня. — Прим. ред.), в 14:28, мне поступил звонок от Светланы Васильевны, которая сказала: «Прекратите безобразничать за моей спиной». Я пыталась узнать, что от меня вообще хотят. Она начала говорить: «Мы вам и квартиру дали, и отпускали, куда было надо». Я, правда, только в отпуска ходила по графику, — рассказала Ткачёва.
Она добавила, что не собиралась приезжать на собрание, так как четко понимает: процесс реорганизации уже запущен. Но звонок задел ее — Ткачёва решила расставить точки над «и»:
— Как я поняла, она [Яковенко] обвиняет меня в каких-то делах за ее спиной. Понимаете, я в группах, где родители, так скажем, безобразничают, не сижу. Может быть, решили, что я какой-то революционер, не знаю, Че Гевара? Но зачем меня обвинять? Я всю политику прекрасно понимаю. Пусть мне дадут спокойно доработать, передать дела и уйти. Хотелось бы по сокращению штатов, но чувствую, что в покое меня не оставят. Это мое личное мнение.
После объявления о реорганизации, как утверждает Ткачёва, три педагога, которые когда-то перешли в лицей как раз из гимназии, написали заявления на отпуск с последующим увольнением. Но это, как она говорит, не всё.
— Один педагог уходит из-за переезда: она уедет, чтобы за мамой приглядывать. Некоторые ищут работу. Они будут переписывать заявления, когда их примут [в гимназию]. Из второго корпуса три или четыре человека уходят из-за возраста на пенсию, — перечислила директор. По ее оценкам, учебное заведение по разным причинам покидают 10–12 педагогов.
Корреспондентка MSK1.RU попыталась получить комментарий Светланы Яковенко о том, действительно ли она звонила Ткачёвой в день собрания. Однако журналистка не успела задать вопрос. Только услышав о встрече в лицее, Яковенко ответила:
— Не уполномочена давать комментарии. Благодарю вас.
Затем чиновница положила трубку.
Алевтина Ткачёва позже рассказала MSK1.RU, что написала заявление об уходе по собственному желанию: 8 июля — ее последний рабочий день в лицее.
— Здоровье дороже, — сказала она.
Уходят 40 педагогов?
Одна из учительниц лицея, попросившая об анонимности, поделилась с MSK1.RU: новость о реорганизации, тем более в конце учебного года, было сложно принять.
— Большая часть нашего педагогического состава решила уйти. Я не видела конкретных заявлений и владею только, скажем так, кулуарной информацией: уходят порядка 40 педагогов из двух корпусов. Кто-то еще думает, кто-то ищет работу, то есть пока не написал заявление, но прекрасно понимает, что уйдет, — пояснила педагог, которая также покидает учебное заведение.
По ее словам, решения учителей связаны именно с объединением. Они уверены, что не смогут принять новое руководство. Педагог добавила: ее коллеги, работавшие в гимназии, считают его «довольно жестким».
— Я как учитель очень сильно переживаю за своих детей. У меня замечательный класс. И родители выбрали наш лицей, где школьники действительно учатся в свободной форме. Грубо говоря, то есть без драконовских методов, — сказала она.
Виктория Бунтина озвучила на собрании другую информацию об изменениях в педсоставе: ни один учитель лицея, по ее словам, не увольняется из-за реорганизации.
— Общий состав педколлектива высказался за то, чтобы познакомиться с опытом гимназии и принять всё самое лучшее для блага детей, — заявила она.
«И поразительно, и показательно»
— Так и не было ответа, зачем нужна реорганизация. Какие такие срочные причины? Какого результата ожидают? Ощущение, что решение с потолка. Оторопь берет, ведь речь идет о детях, их психологическом комфорте и желании учиться в любимой школе, — говорит Руфь Браверман.
По словам общественницы, ее поразило, что руководители обоих учебных учреждений «не знают закон об образовании» или почему-то готовы его игнорировать.
— Публичное заявление директора лицея о том, что она не привыкла обсуждать приказы начальства, говорит о добровольном отказе от одного из важнейших принципов в образовании — самостоятельности образовательной организации, — считает Браверман. — Это и поразительно, и показательно.
Как отметила эксперт, она «теряется в догадках» насчет причин реорганизации.
— Судя по протоколу комиссии, вопрос состоит в финансировании, — предполагает Браверман. — У нас же развито достигаторство, для которого нужны ресурсы. Когда объединяешь два больших образовательных комплекса, появляется вполне нормальная сумма на счете в казначействе, позволяющая флагману быть таковым.
История же с выпиской из протокола управляющего совета, по мнению общественницы, «очень мутная»:
— Странным образом она подписана фамилией председателя, которую та сменила два года назад. Мы пытаемся разобраться, ее ли это подпись. В общем, непонятный документ, почему-то датированный 2023 годом. Все путаются в легендах.
Сама председатель управляющего совета лицея на вопрос о загадочной подписи ответила MSK1.RU так:
— Моя фамилия — Волкова. Я уже как два года существую под этой фамилией. Фактически такого человека, как Смекалина, не существует.
Руфь Браверман же добавила: вместе с родителями она готовит исковое заявление для суда по отмене постановления администрации Люберец о реорганизации.
Что говорят власти?
MSK1.RU направил запрос в администрацию Люберец, чтобы узнать, зачем нужно слияние лицея и гимназии. Ответ пришел за подписью Виктории Бунтиной — начальника управления образованием.
— Реорганизация учреждений проводится в целях объединения всех имеющихся ресурсов (материально-технических, кадровых, интеллектуальных, финансовых), которые будут способствовать наиболее рациональному и прогрессивному развитию объединенного учреждения, — сказано в письме.
По словам Бунтиной, слияние позволит расширить сеть кружков, увеличить «спектр возможностей» для работы с одаренными детьми и повысить зарплаты сотрудникам нового комплекса.
— Получение согласия от родителей (законных представителей), иных участников образовательного процесса не является определяющим фактором при принятии решения о реорганизации, — указала представитель администрации.
В ответе Бунтина также добавила: объединение лицея и гимназии утвердили в мае, чтобы уже с первого сентября они «функционировали как единый образовательный комплекс».
Ранее мы подробно писали о том, что москвичи жалуются на массовое закрытие детских садов. Одна из столичных воспитательниц, боровшаяся за свой детсад, рассказала MSK1.RU: в какой-то момент ей начали поступать угрозы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш IPhone 15 среди подписчиков.