Пока юристы «ТикТока» пытаются решить вопросы модерации контента, российские блогеры с надеждой ждут возвращения платформы. Среди них — блогер-иконописец Илья Ходырев со своим акканутом icon.province с 46,5 тысячи подписчиков.
Илья Ходырев — 55-летний художник-иконописец из Великого Новгорода, из них 20 лет он пишет иконы, считая себя православным христианином. Большую часть жизни прожил в Москве, где окончил Московское академическое художественное училище. Реставрировал древнерусские иконы и фрески в «Росреставрации», а потом много лет вел «богемный художественный образ жизни», выставлял свои работы в галереях.
Сейчас Илья работает на себя, живя в поселке Опалиха рядом с Красногорском.
— Такое дачное местечко, у меня тут мастерская, где я живу и работаю, — говорит Илья. Во время интервью связь постоянно пропадает.
Про «ТикТок» и «маргинальную» иконопись
— Я не товар какой-то продаю, а иконы. Это такая вещь, которую никто никогда не видит, они или в музеях висят, или в церквях. Люди готовы покупать, чтобы иметь у себя дома что-то интересное, прекрасное, но если они этого не видят, то и не приобретут никогда, — говорит художник.
Он решил открыться миру, показать свои работы и завел тикток в апреле 2021 года.
— Первые несколько месяцев я делал видео практически в стол, никто мои ролики не смотрел, и мне самому они казались скучными и неинтересными. Так как я любитель черно-белых ретрофильмов, я подумал, почему бы не снимать маленькие эмоциональные фильмы и передавать через них эмоции. И люди стали смотреть. Я считаю, у меня был довольно успешный канал в «ТикТоке», — рассказывает тиктокер-иконописец.
Через «ТикТок» начали заказывать иконы как священники, так и обычные люди. Священники вели свои христианские каналы и, видимо, искали что-то по теме, полагает Илья.
Для «ТикТока» Илья снимал короткие видео, как раскрашивает иконы, подбирает цвета, золотит нимб сусальным золотом, параллельно делясь своими мыслями и фактами об иконах. Выглядит всё легко и даже немного иронично.
— Я не то чтобы любитель икон, но Илью приятно очень смотреть. У него такой голос успокаивающий, — рассказывает его подписчик Павел.
Как видно, про иконопись люди с удовольствием смотрят и слушают. Илья говорит, тут всё просто: «Я делюсь тем, что мне интересно». Его аккаунт может вдохновить тех, кто считает свою сферу специфической и не знает, что можно показывать в соцсетях.
Какие иконы нельзя заказывать
Илья пишет иконы только под заказ, уверен, что «[Писать для себя] — это как сапожник делал бы себе сапоги и складывал в кладовке». Люди обычно заказывают небольшие иконы для своих домов. Маленькие, 10 на 12 сантиметров, стоят 3,5–5 тысяч рублей, средние — 20 на 14 сантиметров — стоят 7,5 тысячи. Но может сделать и большого размера со сложным сюжетом. Илья покупает доски в столярной мастерской четырех размеров.
Илья пишет иконы в традиционном стиле, используя сухой пигмент, красочный порошок, в основном минеральный, с добавкой яичного желтка. По его словам, это не дань традиции, а пластичная техника, которая лучше всего подходит для иконописи.
Когда заказ церковный, художник на 100% понимает, чего ожидает заказчик. Икона делается по ступеням: начиная от доски, рисунка, золочения до раскрашивания и прорисовки, чтобы было гармонично и красиво.
— С частными заказчиками по-другому. Они видели, в какой манере я работаю, представляют примерно, что может быть. Когда приступаю, я понятия не имею, что выйдет, всё в процессе работы решается. И им самим интересно, что получится, поэтому тут вопроса согласования нет. У меня принцип — я не отдаю работу заказчику, пока сам не буду ей доволен. Могу 3–4 варианта сделать и выбрать, — рассказывает Илья.
Илья говорит, у него нет статистики, кто чаще покупает иконы:
— Если считать, что иконы только для православных бабушек, — ничего подобного. Иконы покупают все, кому они понравятся, это вопрос восприятия красоты. Их покупают и атеисты, и католики. Необязательно для каких-то обрядовых целей, кто-то — как произведение искусства.
Илье не раз приходили странные просьбы: написать в технике иконописи исторических персонажей или даже дьявола. Последнего просили молодые люди, увлеченные «подростковой сатанинской тематикой». Илья отказался от предложения:
— Это смешно. Часть людей по своему незнанию или невежеству не знают, что икона — это не просто какой-то сакральный рисунок. Иконопись все-таки связана с религией, а где религия, там и душа, и психические немощи люди проявляют довольно ярко.
Как стать популярным без рекламы
Сейчас Илья не видит смысла продолжать выкладывать ролики в «ТикТок», если их не могут увидеть пользователи из России. Илья перебрался в Телеграм, где у него около 1000 подписчиков.
— Ничего, прорвемся. Главное — чтобы человек был интересен, а это всё — упаковка. В рекламу я не вкладывался никогда. Если интересный контент и если ты интересен, то это продвижение будет всегда эффективнее, чем вкладывание денег. Люди репостят и другие сайты, — рассуждает художник. — Формат «Телеграма» мне неинтересен, он такой хроникальный, ссылочный, информационный. Я считаю, всё это ерунда, и любой формат надо взрывать, это уже устарело всё. Но здесь больше личного общения с людьми — это важнее, чем просто показывать что-то. Я никак не строю контент, никак специально не заморачиваюсь, что мне нравится, тем и делюсь.
Планы после закрытия «ТикТока» у Ильи не поменялись, «потому что и менять особо нечего. Сегодня живы, а завтра посмотрим».