В Турции в середине сентября ежегодно проходит SHM Airshow — крупнейшее авиашоу, которое собирает любителей авиации со всего мира. В седьмом по счету мероприятии принял участие и легендарный самолет Ан-2. На ежегодном авиашоу побывали и корреспонденты MSK1.RU, которые узнали, почему турецкие парашютисты завидуют российским коллегам, почему советский биплан стал фаворитом выступлений и секрет успеха первой в Турции женщины, которая мастерски выполняет фигуры высшего пилотажа.
После пандемии аэродром Сиврихисар собрал рекордное количество зрителей. На въезде два охранника проверяют багажник машины, волонтеры заботливо показывают маршруты перемещения и места для парковки. Поражает, что никто не пытается пронести спиртное, а еще нет уже ставших привычными в Москве огромных полицейских кордонов — на входе металлоискатели да несколько охранников. Тут же установлен шатер сотрудников экстренных служб — пожарных и скорой. Середина сентября, однако температура воздуха в тени +35, на солнцепеке аэродрома — гораздо выше. Но это не останавливает собравшихся посмотреть на авиашоу после долгого перерыва.
— Мы выбрали сентябрь потому, что в этом месяце отмечается освобождение Сиврихисара. 7 лет назад проводить авиафестиваль предложил наш известный пилот Али Исмет Озтюрк, который до этого принимал участие во многих европейских авиашоу. И сейчас наша цель — познакомить жителей страны с авиацией, — рассказал Тайфун Услу, руководитель спортивного авиаклуба Сиврихисара.
Сам аэродром на некоторое время стал выставочным комплексом под открытым небом. Здесь демонстрируют ретросамолеты, новейшие разработки в сфере воздухоплавания, авиашколы привлекают потенциальных курсантов.
Наше внимание привлекает стенд парашютного клуба Delianlilar, что переводится с турецкого как сумасшедшие моменты. Улыбчивые седовласые мужчины показывают ребятне, как укладывать парашют, рассказывают про воздушные потоки, а потом, узнав, что мы из России, вспоминают ДОСААФ и восклицают: «Мы вам завидуем — у вас парашютный спорт развит намного больше, да и вообще спортивная авиация».
— В Турции есть только одна аэродинамическая труба, где тренируются военные. Раньше мы для этого очень часто ездили в Москву. Наше поколение не принимало участия в соревнованиях, однако сейчас молодежь, которая ездит на тренировки, в них участвует. В 1995 году первые студенты-парашютисты из Турции прибыли в Россию и получили там образование, а после возвращения на родину начали учить курсантов, некоторые из них приехали сегодня на это авиашоу. Так что у нас очень давние связи с Россией, — вспоминает 72-летний Омер Эрдем, капитан парашютной группы. — На мой взгляд, даже не надо задавать такой вопрос, кто лучше — россияне очень хороши в парашютном спорте! Причем с давних времен. В отличие от Турции, вынужден признать с сожалением. В России есть два вертикальных туннеля, и наши парашютисты едут в Коломну для прыжков.
Ждет своей очереди и «Аннушка» — скоро ей предстоит покорить сердца зрителей.
Тут же продается и мерч.
Пожалуй, стенд турецкого центра авиасимуляторов стал самым посещаемым на выставке и мог посостязаться по длине очередей с палатками, торгующими водой в жару.
Вообще, как оказалось, женщин в авиации в Турции немало. Прекрасная половина человечества успешно пилотирует «Боинги» и «Эйрбасы», ведет в небо военные самолеты, а также занимается выполнением фигур высшего пилотажа. Семин Озтюрк-Шенер — легенда и вдохновитель девушек, мечтающих о небе. Ей отлично удается быть женой, мамой очаровательного малыша и участвовать в авиашоу — ну и, конечно, для этого долго тренироваться. Обаятельная турчанка решила пойти по стопам отца-летчика, а сейчас и ее сын проводит время на аэродроме — правда, пока еще пугается рева летящих F-16. Семин признается, что рада видеть на авиашоу молодежь и особенно девушек, которые интересуются самолетами. Она пожелала россиянкам верить в себя и становиться пилотами.
— Хочу вдохновить их и счастлива видеть их восторг. Считается, что авиация — это мир мужчин, однако на практике женщины оказываются более выносливыми и более сильными. На мой взгляд, прежде всего нужно верить в себя, так как нет ни одной сферы деятельности, где бы женщины не добились успеха! У нас огромный потенциал, таланты, и если поставить себе цель и идти к ней, не отвлекаясь и не сбиваясь с пути, то можно добиться всего, — рассказала MSK1.RU Семин Озтюрк-Шенер.
Показательные вылеты — самая зрелищная часть авиашоу, собственно то, ради чего тысячи людей приехали в Сиврихисар и ради чего пилоты долго тренировались. Посмотрите, просто дух захватывает от того, что происходит в небе!
Один из ярких пролетов на авиашоу — у «Аннушки», именно так любовно называют советский самолет Ан-2. Биплан пилотирует Габриэль Риесер, который уже 6 лет исполняет на нем фигуры высшего пилотажа. Он прибыл на выступления из Германии.
— Я помню свой первый полет на «Антонове» — это был выброс парашютистов, потому что меня об этом попросил один из моих друзей. У меня общий налет на этом типе — 300 часов. Это очень классный самолет, ориентированный на работу — он был создан для того, чтобы летать, возить пассажиров, грузы, поднимать в небо парашютистов. Он может летать как медленно, так и быстро. Он очень подходит для участия в различных авиашоу, — с любовью отзывается о российской машине немецкий пилот. — «Антонов» — не такой уж и старый, есть гораздо более старые самолеты, из 30-х. Но это обкатанная разработка, удачный концепт, и он работает как часы. Это по сей день отличный самолет. Особенно много их в Восточной Германии. Вероятно, сейчас около 80 таких самолетов поднимаются в воздух у нас в стране.
В ВИП-зоне сами пилоты, которые уже завершили показательные выступления, признаются, что очень рады наблюдать (в том числе и с высоты) за тем, сколько собралось зрителей.
Летчики с удовольствием наблюдают за выступлениями коллег.
За авиашоу наблюдали и представители российской дипмиссии в Турции. Стороны обменялись взаимными любезностями — теперь на униформе турецкого летчика красуется символика нашей страны.
Те любители авиации, кто не стал расходиться после окончания вылетов, могли наблюдать удивительной красоты пейзажи. А заодно поговорить в неформальной обстановке с летчиками и, конечно же, сфотографироваться с ними на память.
Мы рассказывали о форуме «Армия-2022», который проходил в августе в Подмосковье, там тоже можно было полюбоваться на наши самолеты. Почитайте, как проходят сейчас полеты в Сочи — пилот одной из авиакомпаний честно рассказал об изнанке рейса. А умельцы превратили советский лайнер в ВИП-самолет и уже отправили летать. Если же хочется в небо, собрали для вас подробнейший гайд, где полетать за штурвалом, прыгнуть с парашютом или взмыть ввысь на воздушном шаре.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».