![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/b0/ac/3fb0acb403a0565c2a8a6045bc49f0fc/656x369_1_d4f36d1428b79780ea06b78a314af63d@1280x720_0xslNM3C3h_7905034826297291548.jpg.webp)
С какого возраста можно включать детям мультики? Почему так популярны «Маша и Медведь»? Как превратить русскую классику в увлекательный сериал? На эти и другие вопросы в Международный день анимации ответил художественный руководитель анимационной студии «Делай» Денис Воронин.
Вредна ли 3D-анимация для малышей? И с какого возраста детям вообще можно включать мультики?
Сама по себе она безобидна. Главное, чтобы малыши не сидели перед экраном днями напролёт, и чтобы мультики не заменяли время, которое должно уходить на игры, общение и отдых. Всё хорошо в меру.
«По нашим наблюдениям, включать мультики можно детям уже с двух лет. Но пусть они смотрят вместе с родителями, обсуждая, что происходит на экране»
Так вы будете уверены, что мультфильм безопасный для ребенка, а ребенок не будет бездумно смотреть в экран, ничего не понимая. Не включайте детям мультики вместо активных игр и учебы и перед сном, это может нарушить режим ребёнка и повлияет на его здоровье.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/17/db/9517db207789f9cbe91f6b355444ed30/656x369_1_212c3aeb469fbecb2597d847fad64cdf@1280x720_0xcWb1H9YT_5967918034955486229.jpg.webp)
Как создать мультик, если ты не профессионал?
Даже нарисованные на полях блокнота сменяющие друг друга картинки, создающие иллюзию движения при перелистывании листов, — уже анимация.
Можно попробовать закрепить фотоаппарат на штативе и потихоньку двигать предметы в кадре, делая кадр после каждого движения. При соединении и получится стоп-моушн анимация, она же «кукольная».
Снимать покадрово можно не только предметы или рисунки, но и самого себя или других людей. Такой тип анимации называется «пикселяция».
«Анимация начинается с подручных материалов и окружает нас в повседневных вещах»
Топ-5 программ для изучения анимационной графики от студии мультипликации «Делай»:
Adobe Animate: профессиональное приложение от Adobe, предназначенное для создания 2D-анимации, интерактивных анимаций и веб-анимации
Blender: бесплатное и открытое программное обеспечение, которое позволяет создавать 3D-анимацию, а также включает инструменты для создания 2D-анимации
Adobe After Effects: программное обеспечение для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций, анимации и создания различных эффектов
Cinema 4D: приложение для создания 3D-анимации и визуализации, широко используется в сфере моушн-дизайна и визуальных эффектов.
Dragonframe: программное обеспечение для стоп-моушн-анимации, которое позволяет аниматорам создавать стоп-моушн-фильмы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/75/e5/c075e543a59b0356dbb9fcf2fcd98fb0/656x624_1_b97d036b54c2e4a96c763c8da5b29463@1400x1330_0xwbiDzPEs_1377468165057050201.jpg.webp)
Где учат делать мультики?
Учиться на художника-мультипликатора можно и в университете, и на специальных курсах, которых великое множество. По опыту нашей команды, все ключевые навыки приходят всё равно «в бою» — об этом говорят даже те, кто закончил престижные вузы.
В анимации огромное количество направлений. Вы можете стать режиссером, художником по фонам или персонажам, аниматором, звукорежиссером, сценаристом, продюсером, композитором и даже программистом.
Многие известные мультипликаторы начинали как самоучки. В нашей профессии решающую роль играют терпение и трудолюбие. Анимация — очень кропотливый процесс.
Сколько человек нужно для создания одного мультфильма и за что они отвечают?
Постоянная численность нашей студии — около 20 человек, но над одним проектом обычно работают от 40 до 150 человек: это сценаристы и режиссеры, художники и аниматоры, продюсеры, звукорежиссеры, композиторы и актеры озвучки.
Первым делом мы проводим собрание-мозговой штурм со сценаристами и режиссерами, обсуждаем концепцию, потом руками художников и аниматоров воплощаем её в жизнь, контролируя процесс на собраниях. Команда из 20 человек по сути управляет сотнями подрядчиков — это процесс постоянного контроля. Мультик не столько «рисуется», сколько «организовывается».
Сценаристы придумывают историю, персонажей, контекст повествования. Режиссеры отвечают за постановку кадров, прописывают сцены. Они — менеджеры, которые курируют продукт.
«Художники и аниматоры реализуют идеи в жизнь. Бывает, что и отрисовывают всё вручную»
Мы, как и другие современные анимационные студии, активно используем компьютерную 2D-анимацию и 3D-технологии. На одном проекте у нас несколько художников по фонам, отдельно художники по персонажам и другие.
Продюсеры следят за тем, чтобы корректно соблюдалось ТЗ и сроки, они собирают материалы от художников, аниматоров и звукорежиссёров в одно целое.
Есть ещё арт-директор. Этот человек в мультипликации — что-то вроде сценариста-постановщика кадра, он отвечает за визуальную составляющую.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/a8/4d/21a84d3f89a4f4b96ba74d1b6b6f582b/656x467_1_1a008a17b94e9fdcf5f92e175e6b535b@1992x1416_0xbe9V2MZp_8811812825997661821.jpg.webp)
Расскажите о мультфильмах, созданных в вашей студии?
Один из примеров — «Кот-Кокос». Изначально он был не более, чем компонент сериала «Мылодрама», но так полюбился зрителям, что вырос в полноценный многосерийный проект.
Ещё пример — сериал «Соня-Леня», который оказался в топах российских стриминговых сервисов, участвовал в зарубежных фестивалях и был отмечен в России в свое время как лучший детский сериал-стартап. Прямо сейчас мы готовим к выпуску второй сезон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/14/42/5a1442472df5777c5d44cf7a6ea73b22/656x499_1_27122d0e2e60609374f5f69a72c3627b@1280x973_0xYiHr83sH_3753353583039036610.jpg.webp)
В разработке мультсериал «Валя» — про девочку, которая общается с животными через специальный наушник, который разработал ее папа, ученый-изобретатель.
Также у нас сейчас в разработке анимационный сериал «Спортшкола», где мы рассказываем про разные виды спорта глазами учеников школы. В этом сериале персонажи с разными способностями, этническими отличиями, физическими возможностями — всё как в жизни.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/3f/b7/0e3fb7ad3c610a37a310a5af27b51ce9/656x656_1_6fb73cde621cb2b1ad55b33b9abb9d19@1080x1080_0xi1NwCmd9_1452606190417474760.jpg.webp)
В чём секрет успеха мультика «Маша и Медведь», на ваш взгляд?
Маша — архетип любознательного, активного ребенка, который всегда попадает в приключения, а Медведь — заботливый и терпеливый наставник.
Кроме того, этот мультфильм выделяется яркой, качественной анимацией, его делают профессионалы.
Еще, нам кажется, секрет успеха в том, что «Маша и Медведь» — универсальный, семейный мультфильм: дети смеются над шалостями Маши, взрослые узнают себя в поведении Медведя.
«В странах Ближнего Востока "Маша и Медведь" популярен как раз из-за образа девочки с покрытой головой»
Во многих странах культурные особенности в образах или поведении персонажей очень важны для популярности проекта.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/48/21/0348218bc8d69c8ad782777c465c6505/656x656_1_926d282b97006f8cad502cf9d61c0b0d@850x850_0xPKneqx4I_0776844006598210015.jpg.webp)
Какие герои сейчас особенно популярны и каких не хватает?
На наш взгляд, тенденция в сюжетах и героях в российской мультипликации в целом те же, что и в мировой: ориентации на героев с суперспособностями, как в случае с киноадаптацией комиксов, стала особенно популярной в последние годы. Также волнами приходит интерес к мультфильмам, вдохновленным мифологией разных стран.
Каких сюжетов не хватает российской анимации, по мнению студии мультипликации «Делай»:
Женские персонажи: пока что большинство главных героев российской мультипликации — мужчины или мальчики. А зря, ведь девочкам тоже хотелось бы видеть интересных героинь
Взрослые темы и истории: в международной анимации видно, что мультсериалы и фильмы могут затрагивать сложные и глубокие темы, где герои не избегают ни трудностей, ни жизненных проблем
Этническое и культурное многообразие: Россия — многонациональная страна, и мультипликация может стать одним из источников, где дети увидят и узнают другие культуры и народы нашей страны
Герои с особыми нуждами: сюжеты и персонажи, где есть люди с ограниченными возможностями, и им бывает нужна помощь, могут добавить важную перспективу в российские мультфильмы
Природа и наука: мультипликаторы за рубежом интегрируют науку в свои истории, в России это начало развиваться только сейчас. Мультфильмы могут быть и увлекательными, и образовательными. И наша студия старается идти в ногу со временем
Мультики для взрослых — часто ли их просят? Правда ли, что взрослые всё чаще сейчас смотрят мультфильмы?
К нам постоянно обращаются клиенты за анимацией для взрослых. Один из примеров — наш проект «Родион.Раскол» в стиле киберпанк по мотивам «Преступления и наказания» был создан с книжным издательством, чтобы пробудить интерес у молодёжи к литературной классике.
По нашим данным, взрослые сейчас предпочитают искать контент на стриминговых сервисах. Таким зрителям нравится ловить адреналин от сцен с кровавыми убийствами или эротизированным контентом. Высоко ценятся эмоциональность, драматизм сюжета, нелинейность повествования. Этим, на наш взгляд, обусловлена большая популярность аниме-проектов в рамках вселенных онлайн-игр, например «DOTA: Кровь дракона» или «Аркейн».
Касательно статистики — большинство исследований показывает, что около 30–50% взрослых смотрят мультфильмы. И это число растет.
Раньше мы рассказывали, как появился мультсериал «Смешарики» и какие русские богатыри могут стать нашими супергероями.
Пройдите наш тест на знание старых добрых советских мультгероев и попробуйте порулить городским транспортом с новой игрой «Симулятор мэра».
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».