Мы уже рассказывали историю москвички Елены, которая одна воспитывает десятерых детей, четверо из которых — с инвалидностью. Отец семейства Алексей служит по контракту на СВО: мужчина решил обезопасить родных от финансовых проблем после того, как автосервис, в котором он работал, сильно урезал ему зарплату. Недавно Алексея представили к награде.
Однако жизнь семьи после того, как кормилец отправился на фронт, нельзя назвать легкой. Не так давно старшую дочь Елены, мечтавшую стать врачом и перешедшую на второй курс лечфака, грозились отчислить из университета за неуплату. Девушке отказывались выделять бюджетное место, положенное ей как ребенку участника СВО.
Эту проблему многострадального семейства удалось решить: после публикации MSK1.RU девушку всё же перевели на бюджет. Но у семьи осталось еще немало нерешенных проблем, о которых Елена рассказала нашему корреспонденту.
«Мы нормальная семья»
Соседи по дому и комментаторы в интернете часто критикуют многодетную мать, считая, что, если денег на жизнь не хватает, а дети рождаются с особенностями, лучше было бы Елене и Алексею не расширять семью.
— Я всё время говорю: мы нормальная семья, — с жаром настаивает Елена. — У меня два высших образования, а муж, кстати, никогда капли в рот не брал, хотя многие почему-то выдумали, что он пьет. У нас хватает денег, чтобы обеспечить детей, они получают всё необходимое, не ходят в обносках, хорошо питаются.
«Все дети — запланированные и любимые, мы прекрасно знаем, как предохраняться»
— Инвалидность у детей — не врожденная: они (кроме одного) либо пострадали при родах и в первые дни, либо лишились здоровья уже в более взрослом возрасте, — подчеркивает Елена. — Поэтому никакого генетического порока мы не «распространяем», как говорят некоторые.
Действительно, по старшим детям, выросшим со своими братьями и сестрами в семье Елены, можно судить, что у них есть все шансы преуспеть в жизни. Дочь Таня учится в университете на врача, до этого она окончила школу с золотой медалью, ее 19-летний брат также отучился на хорошие оценки и готовится поступать на бюджет в академию РЖД, а еще один брат стал лучшим учеником престижного столичного лицея.
«В школе оставаться невозможно»
Правда, в то же время школу для сына Миши, у которого недавно диагностировали расстройство аутистического спектра, семья не может подобрать.
— Он очень умный мальчик, — рассказывает Елена. — Преуспевает по многим предметам, ему даже бывает скучно учиться. Но с поведением и дисциплиной у него до недавнего времени были, конечно, проблемы. Он гиперактивный, очень непоседливый и мог быть груб со сверстниками.
«Сейчас Миша принимает лекарства и может из-за них, например, заснуть на уроке. Поэтому дети над ним издеваются, а учителя — ругают»
Миша по сей день учится в обычной школе, но его маму то и дело спрашивают, не собирается ли она переводить мальчика на домашнее обучение.
— Этот вариант — конечно, не для нас. Но оставаться в той школе сыну тоже нельзя, — вздыхает Елена. — Что делать? По закону для детей-инвалидов так же, как для здоровых, должны создаваться условия, в которых они могли бы учиться. Это либо школа-интернат, либо соцработники, которые заботились бы о них в течение дня. Образование детей с аутизмом — большая проблема, для них обычно нет специализированных школ, но и в обычных им тяжело. Нам обещали как-то решить проблему, но пока что вариантов никаких не предложили. А оставаться в школе для Миши уже практически невозможно.
10 человек в однушке
Но главная проблема, которая сейчас омрачает жизнь многодетной семьи, связана с жилищным вопросом. Несколько лет назад Елена с мужем и детьми получили от государства по многодетности две квартиры: однокомнатную и двухкомнатную. Для семьи из 12 человек, включая родителей, это, конечно, очень небольшая жилплощадь.
— Когда повзрослела старшая дочка, мы взяли ипотеку, — рассказывает Елена. — Она уже взрослая, нужен все-таки свой угол, не жить же в 20 лет с братьями и сестрами в одной комнате.
Однако вскоре сразу у нескольких детей в семье обнаружились серьезные заболевания. А родителям детей-инвалидов положены по закону дополнительные квадратные метры от государства.
— Для того, чтобы получить новое жилье, нам снова нужно встать в очередь в департаменте городского имущества. Но дело в том, что, взяв ипотеку и прописав там дочку, мы сделали это практически невозможным. Там по условиям нужно, чтобы семья целиком не меняла 5 лет место регистрации. То есть, даже если с нынешнего момента мы ничего не будем менять, всё равно этот срок должен истечь, плюс время ожидания в очереди.
В двухкомнатной квартире сейчас ремонт, так что вся семья живет в однушке. Елена переживает как за детей, вынужденных ютиться в тесной комнате, так и из-за нападок соседей — они уже не раз жаловались на шум.
— Что же делать, это дети, — разводит руками Елена. — Им свойственно играть, шуметь. В идеале нам нужен свой частный дом, где мы никому бы не мешали. К тому же с инвалидами в многоэтажке жить тяжело.
«Я знаю, в рамках господдержки можно получить дом. Но не знаю, как этого добиться в какое-то обозримое время...»
Корреспондент MSK1.RU направила после публикации статьи официальные запросы в Департамент образования и науки, а также в Департамент городского имущества Москвы, чтобы выяснить, как можно ускорить подбор школы для Миши и получение жилья семьей Елены.
Редакция получила ответ от Департамента городского имущества.
— Семья Елены Караваевой в составе 10 человек занимает две квартиры по договору социального найма. Договор - бессрочный. Общая площадь занимаемых квартир составляет 155,9 квадратных метров, — отметили в ведомстве. — Помощь в улучшении жилищных условий предоставляется городом гражданам, которые состоят на жилищном учете. В Москве действуют единые для всех категорий граждан порядок и условия принятия на жилищный учет, которые регламентируются Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно закону, граждане имеют право встать на учет, если соблюдены все условия: горожане проживают по месту жительства не менее 10 лет в городе Москве, на каждого человека в квартире приходится менее 10 кв. м площади этой квартиры, семья подтвердила статус малоимущей и не совершала в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Исходя из имеющихся данных, на каждого из 10 человек семьи Елены Караваевой приходится по 15,59 квадратных метров площади квартиры, поэтому не выполняется одно из обязательных условий для рассмотрения вопроса постановки на жилищный учет. Соответственно, у города нет законных оснований для предоставления семье дополнительной жилплощади.
Ранее мы общались с папой пятерых детей о том, насколько тяжело нести ответственность за такую большую семью. А еще прочитайте мнение экспертов о том, почему выплаты семьям не помогают решить проблему низкой рождаемости в стране.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».