Город мнение Топливо по талонам. История самой закрытой бензоколонки страны, где заправляют только особые авто

Топливо по талонам. История самой закрытой бензоколонки страны, где заправляют только особые авто

За место в центре Москвы, на котором стоит наследие проекта Дворца Советов, борется Пушкинский музей

Заправка у храма Христа Спасителя стоит уже больше 80 лет
Источник:

Напротив храма Христа Спасителя стоит старинная одинокая заправка на четыре колонки. Это кремлевская заправка ФСО, заправиться на которой можно только по талонам. Экскурсовод Иван Савушкин рассказал для MSK1.RU историю этой заправки и конфликта с Пушкинским музеем в своей колонке. Публикуем ее.

Правительственная заправка — это последняя заправка внутри Бульварного кольца, к тому же необычная. Она выполнена в стиле ар-деко. И простым машинам туда не заехать.

«Заправка настолько "не для всех", что купить бензин за твердую валюту там нельзя — топливо разливают по талонам»

На заправке четыре бензоколонки
Источник:

Москвичи любят не только изучать свой город, но и сочинять про него слухи. Обычно городские легенды относят нас к 30-м годам, эпохе большого террора, подвалам НКВД и тайного правительственного метро, по которому на спецпоезде рассекал лично Сталин. Тут другой случай: народная молва связывает место, на котором построена заправка, со спецслужбами, однако не со сталинскими, а со знаменитой опричниной Ивана Грозного.

Как гласит фольклор, на месте современной заправки стояла «церковь Малюты Скуратова». Если быть точным — Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. В 30-е годы археологи нашли в фундаменте этой церкви могильную плиту Малюты Скуратова, который умер в 1573 году во время штурма города Пайде. Всё бы ничего, однако церковь стояла совсем не там, где заправка. Даже не близко.

Похвальская церковь на фото 1910-х годов
Источник:

Участок, на котором стоит заправка, принадлежал усадьбе Голицыных и был расчищен в 30-е годы.

Заправку построили в 1938 году по проекту Алексея Душкина. Это было первым шагом к строительству грандиозного Дворца Советов. В 1931 году символ старого мира — храм Христа Спасителя — был взорван, завал расчищен, и на его фундаменте началось строительство символа нового мира — Дворца Советов. В архитектурном конкурсе участвовало множество самых разных зодчих СССР и не только. В частности, знаменитый швейцарский Ле Корбюзье представил свой проект, выполненный по всем правилам «новой» конструктивистской архитектуры.

Но Сталину этот проект не понравился, и он утвердил вариант своего любимчика Бориса Иофана. Главное здание должен был строить он, а такие вещи, как метро или автозаправка, достались архитектору Душкину, и, в отличие от Иофана, именно он довел свои проекты до конца.

Проект Дворца Советов
Источник:

Дворец Советов строить не стали, в фундаменте несостоявшегося проекта в 60-е устроили бассейн, в 90-е в конечном счете восстановили храм, а бензоколонка осталась.

«Эта заправка и павильон станции метро Кропоткинская — последние упоминания о некогда великом проекте Дворца Советов»

Возможно, поэтому заправка находится «на особом счету»: по документам она числится как объект ФСО. По мнению архнадзора, заправка является последней в своем роде «Княжеской конюшней», которая снабжает пищей бронированных коней для новых князей. Подмечено верно, хотя бы потому, что в районе Остоженки, который находится в непосредственной близости к заправке, в Средневековье были заливные луга для государевых и боярских лошадей. Отсюда и название.

Заправляются здесь по талонам
Источник:

За последние десятилетия заправку несколько раз пытались снести, так как она занимает вполне солидный кусок «золотой мили». Однако недоступную и загадочную для простых москвичей заправку на четыре колонки так и не снесли.

Земля под заправкой должна была перейти в ведомство Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина еще в 2010 году. Было принято решение: к столетию музея расширить его и создать «Музейный городок» — очередной грандиозный план по переустройству всего района и созданию единого комплекса зданий, на этот раз музейных, а не правительственных.

Простые смертные не смогут заправиться тут
Источник:

Уже планировался снос старинной бензоколонки, но так как земля под ней не принадлежит ни самой заправке, ни Пушкинскому музею, ни даже самой Москве, бензоколонка устояла.

Спасло то, что заправка находится на территории бывшей усадьбы Голицыных, а значит, внесена в реестр культурного наследия и не может быть снесена, а место под ней не может быть застроено. Но это пока. В будущем заправку могут перенести в другое место или же застроить зданиями со всех сторон.

За место заправки борется Пушкинский музей
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:

Ранее Иван Савушкин рассказывал о здании Наркомата обороны, башню с огромными пятиконечными звездами которого вы точно видели. И объяснял, почему на легендарных барельефах дома Бройдо на Арбате целуются Пушкин, Гоголь и Толстой.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Стресс в большом городе. Как сохранить спокойствие и здоровье в Москве — действенная практика от психолога
Катерина Рублева
Мнение
Две раскатанные трассы по цене дня в Шерегеше? Обзор горнолыжного комплекса на Воробьевых горах
Серафима Путиева
Автор мнения
Мнение
«В Москве система поддержки похожа на маркетплейс»: многодетная мать сравнила роды в столичном и красноярском роддомах
Надежда Шалимова
Мнение
«Когда окунался третий раз, уже был дезориентированным»: журналист искренне рассказал, что испытал в проруби на Крещение
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем