Марина — 52-летняя таксистка из Волгограда. Восемь лет назад после смерти мужа она перебралась в Москву. Сначала работала в дорожно-строительной компании, но ее сократили, и она пошла работать оператором в таксопарк. Три года назад Марина впервые арендовала машину и вышла таксовать на улицы столицы.
Таксистка рассказала MSK1.RU, зачем мужчины садятся вперед, как после 24 февраля успокаивала пассажиров и почему всё-таки хочет уйти из профессии.
Суббота. Утро, 10 часов. Вызов. Смотрю — двое стоят: у одного голова перебинтована, у другого ничего. Залезли в машину, спиртным не пахнет. Думаю, наверное, какая-то производственная травма. Тогда пандемия была, а ему маску не нацепишь — голова полностью перебинтована, уши тоже. Ну и рассказывает, как он провел ночь. Вкратце: подрались, разгромили квартиру, порезались. Он обратился к врачам, что-то зашили ему. Он по телефону говорит: «Я сейчас заберу машину и приеду к вам на разборки!»
«Вот здесь я испугалась за свою жизнь. Понимала, что еще он под воздействием наркотиков»
Резко менялось настроение: то смех, то паника, им то жарко, то холодно. Я их отвезла туда, где они оставили машину. Они сели и поехали дальше. Таких неадекватных вожу.
В Волгограде я работала заведующей автостоянками. Из-за этого мне тема с машинами была близка. После смерти мужа я решила, что нужно всё поменять и уехать. В Москве я работала в таксопарке бухгалтером и менеджером по приему персонала. С пандемии начала таксовать, и вот уже три года езжу.
«Бывает, человек садится в машину, видит, что женщина за рулем, вцепляется в ручку двери и демонстративно так едет всю дорогу»
И кричит: «Женщина, там поворот был, не туда!»
Бывает, обгоняю другую машину, а пассажир говорит, что нужно по первой полосе за автобусом ползти, страшно ему. Я говорю: «Извините, если свободная полоса, я могу обогнать». Я ни разу не попадала в аварию. Это фобия: если женщина за рулем, это уже для них стрессовая ситуация. (Это противоречит данным опросов. По данным «Ситимобил», 70% пассажиров считают, что женщины водят аккуратнее мужчин, а в 2021 году, по данным банка «Русский стандарт», мужчины получили на 174% больше штрафов, чем женщины. — Прим. ред.). Женщин в нашем таксопарке «Драйвер» я видела человек 10, а всего у нас — больше 1000 машин. Но, бывает, приходят новые.
Некоторые пассажиры провоцируют меня на нарушения. Однажды сел на первое сиденье и говорит, что он тоже шофер, и говорит: «Поворачивай». Я ему объясняю, что здесь невозможно повернуть, знак запрещает. Он отвечает: «Здесь камер нет, всё нормально, поезжай!» Но я не нарушаю.
Со временем у меня появляются постоянные клиенты. Во время пандемии я обрабатывала машину дезинфектором и ездила в маске. Это понравилось одним клиентам, и теперь они мне напрямую звонят. Недавно отвозила их в аэропорт. Обычно я выезжаю в 8 утра и сначала беру заказ рядом с домом. В районе тоже появляются постоянные клиенты.
Обычно через 10 часов я заканчиваю работать и еду домой. Здесь очень тонкая грань — чтобы взгляд на дорогу не замылился. Говорю себе: «Ты должна отдохнуть, иначе не сможешь контролировать ситуацию на дороге». Но бывает, я заканчиваю заказ в 200 км от дома и домой приезжаю через 2–4 часа. Всего получается за рулем 12–14 часов в день. Отдохнуть где-то в машине — это не отдых. Даже без заказов — главное доехать до дома. Когда выходишь из-за руля, идешь, шатаешься, как будто выпил много, а на самом деле просто устал.
Почему хочу уйти из такси
От работы я очень сильно устаю. Три года назад зарплаты были выше, а теперь аренда и бензин подорожали. Мне выгоднее взять в аренду, чем купить свою машину. Ремонт в сервисе и обслуживание очень дорогие, а таксопарк сам ремонтирует и закупает новые машины каждые три года.
В день на аренду машины и бензин уходит больше трех тысяч рублей. Если зарабатываю 7–8 тысяч, «Яндекс» вычитает комиссию, и у меня остается «чистыми» меньше трех тысяч. В месяц получается около 50 тысяч, много уходит на аренду квартиры.
К тому же заказы дешевеют. «Яндекс» мотивирует тем, чтобы на автобусах люди не ездили. А они вчетвером садятся, у них поездка стоит 160 рублей — по 40 рублей с человека. И 30% я отдаю «Яндексу». Это не работа, а подработка получается. Недавно бензин подорожал, и подняли цены на заказы на 3 рубля — это смешно.
«После 24 февраля люди перестали ездить, практически не было заказов. Ездили только на работу и старались молчать, все были в подавленном состоянии»
Через три недели вроде нормализовалось. Но очень многие боялись за своих детей, что их заберут в армию. Некоторые говорили: «Будет общая мобилизация!» Я говорю: «Давайте не будем панику создавать». Они мне говорят, что у них родственники, приближенные к власти. Сплетни разводили, особенно перед 9 Мая. Я понимала, что это страшно, правда, но их успокаивала.
Я тоже паникую иногда на дороге, хоть и стараюсь держать свои эмоции. Было раза три, когда не смогла сдержаться. Бывает, подрезают или еще что-то. По МКАДу перебегали однажды. Или переходили дорогу, разговаривая по телефону и не смотря по сторонам. Или велосипедисты вылетали с едой [в рюкзаке]. Вообще, стараюсь клиентов не пугать.
Один сел в плохом настроении, ехал в Шереметьево. Попросил остановить там, где нельзя. Я ему об этом сказала, в итоге он поставил одну звезду. Рейтинг сразу упал, и не докажешь, что просто человек такой. И заказов стало меньше. Многие до сих пор не хотят пристегиваться на переднем сиденье. Но как я их заставлю, если они не хотят? Штрафуют машину за это.
О будущем
Работать в такси — это очень большой риск попасть в аварию и получить травму. Много водителей, которые не соизмеряют возможности и подставляют тех, кто рядом. Профессионалов в вождении — единицы. И стабильности нет — могу и в минус уйти, зависит от заказов и того, где я нахожусь. Плюс очень тяжелое эмоциональное напряжение во время езды. Когда ездишь по десять часов каждый день, это очень тяжело.
А жизнь всё-таки одна дается, и мне сейчас нужна передышка. Я работала в хорошей дорожно-строительной организации и собираюсь обратно вернуться. Я люблю машину и буду скучать по ней. У меня «Шкода» годовалая. Я ее даже на выходных не сдаю, потому что потом могут дать другую машину.
А в компании зарплата больше — 60–70 тысяч рублей. Там нет столько стрессовых ситуаций, как на дороге, нервы надо поберечь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».