Неподалеку от Курского вокзала в Москве открыли выставку граффити «Со-единение». Стену вдоль железнодорожных путей украсили работы, героями которых стали современные горожане. Работы оценил корреспондент MSK1.RU и пришел к неожиданным выводам.
Блеклую стену между «Курком» и туннелем на Верхней Сыромятнической уличные художники облюбовали давно. С жанровым разнообразием, правда, было туговато — абстракция, матерные высказывания, беспорядочно разбросанные теги.
Сегодня на стене — шесть разножанровых работ, косвенно объединенных урбанистической темой. Главным героем избран усредненный горожанин, то спешащий на работу со стаканчиком кофе, то «утонувший» в гаджете, то влюбившийся в бегущую мимо незнакомку.
На тех работах, где горожанина нет, главным героем становится среда его обитания — собственно, город. Проще говоря, уличные художники расписываются в любви к своему «холсту» и своему же потенциальному зрителю.
— Я не знаю своего зрителя, у меня нет социологических срезов, — признается художница Оля Iney. — Но многим разным людям нравится. Конечно, очень нравится детям.
«Проходила мимо пожилая женщина и сказала: "Спасибо, что делаете нашу жизнь ярче". Это было шоком, потому что от возрастных людей я ожидала хейта»
Разумеется, привычной для уличного искусства остроты высказывания, граничащей с провокацией, в работах нет. Конкурс, на котором выбирали работы, патронировала «Москомархитектура», а на импровизированном открытии присутствовали главный архитектор Москвы и председатель градостроительного комитета.
Довольства власти не скрывали. Для чиновников такие конкурсы — лучший способ убить двух зайцев одним выстрелом: проконтролировать уличных художников (без пяти минут вандалов, или и того хуже) и заодно преобразить нуждающиеся в этом пространства.
— В стрит-арте есть хаос, хулиганство, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Мы осуществляем противодействие: делаем реальное искусство. Оно влияет на настроение людей. И должно быть профессионально, классно сделано. Люди же интуитивно чувствуют и отличают искусство от мусора. Останови каждого, спроси, на какой стене — искусство, а на какой — помойка, ни один не ошибется.
О, по сути, «стерилизации» уличных авторов власти само собой не переживают. Трудно их в этом упрекнуть, это нормальная управленческая логика: хуже хулиганства — только хулиганство резонансное.
Впрочем, Сергей Кузнецов уверен, что найти путь к сердцам стрит-арт сможет и без политики, посредством профессионального выражения вечных ценностей.
— Абсолютно любые темы общечеловеческих ценностей, — сказал Кузнецов. — Сейчас есть гигантский запрос на темы некоего миролюбия. Ясно, что в этом тревожном мире, где происходят совершенно чудовищные события, растет запрос на проговаривание и повторение основ. Тема добра и зла плюс-минус везде выражена одинаково, поэтому искусство всё так или иначе об этом. Потому и не устаревает.
Режущей прямоты при таком подходе можно и нужно избегать, считает главный архитектор Москвы. Каждый потенциальный «потребитель» стрит-арта и без нее считает смыслы, наиболее актуальные для него самого.
— Понимаете, красота в глазах смотрящего, — продолжил Кузнецов. — Искусство не требует прямых политических высказываний и лозунгов, оно говорит о вечных ценностях. Все хорошие книги, хорошая живопись, скульптура, архитектура актуальны и сегодня, потому что там затронуты вечные ценности. Поэтому и не нужно впрямую писать какие-то лозунги, типа «утром нарисовал — вечером в газете». Это немножко не про искусство.
Конечно, соцреалисты, формировавшие облик Москвы без малого век, поспорили бы с таким форматом градостроительной задачи. Но в целом подходы схожи: дидактическая функция искусства сохраняется, но работает несколько тоньше.
— Искусство разговаривает с вечностью, — сказал Кузнецов. — А люди глобально не меняются: они всю дорогу ссорятся, мирятся, воюют и убивают. Человечество пока существует, потому что нашло из этого выходы. И искусство в этом плане — аргумент, который правильным образом настраивает людей. И огромный запрос на это «настроение» (или «настраивание»? — Прим. авт.) существует.
Сами художники, по всей видимости, тоже готовы отказаться от «подпольщины» и выйти на официальное положение. В первую очередь потому, что оно подарит возможность работать «нормально» (например, без риска быть схваченным ППС).
— Если ты хочешь высказаться на какой-то остросоциальный вопрос, можешь делать небольшие работы и маленькие стрит-арты, — сказала Оля Iney. — Масштабные работы, муралы, нужно согласовывать. Только так художник получит возможность что-то нарисовать. Я думаю, это всегда компромисс. Художник существует не в вакууме, ему нужно думать о зрителе. И в большинстве случаев это [художники] не революционеры, которые хотят что-то доказать.
Масштабировать опыт привлечения уличных художников к формированию облика Москвы городские власти намерены в ближайшем будущем. Вскоре росписи, подобные выполненным на «Курке», могут появиться и на других пока непримечательных городских стенах.
— У нас не стоит задача целиком поменять облик Москвы, — оговорил Кузнецов. — Москву можно очень здорово дополнить, есть незаполненные ниши, и тема паблик-арта в Москве — она не заполнена. В городе есть огромный запрос на качественный и классный паблик-арт. Мы в начале пути.
Работы на стене возле Курского вокзала (по задумке) продержатся до весны 2023 года. После этого уличная галерея HETCTEH обновит экспозицию. Сегодняшний проект задумал, курировал и вдохновлял ЦСИ Винзавод.
Ранее MSK1.RU рассказывал, почему власти отменили Московскую биеннале современного искусства. До этого мы пообщались с уличным художником Дмитрием Приговым, выполнившим несколько крупных муралов в Москве, но вынужденным уехать из страны. Также мы публиковали репортаж с территории завода железобетонных изделий № 21 в Москве, где прошла выставка уличных художников «Се8ер».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».