В Москве и Подмосковье начали массово открываться магазины одежды и бытовых товаров экономкласса. Они имеют разные названия: «Всё для дома», «Универмаг № 1», «Ценопад», «Смешные цены», но их ассортимент и оформление примерно одинаковы. В таких торговых точках можно найти всё: от одежды и косметики до кухонной утвари и электроники.
Корреспондент MSK1.RU обошел несколько «растаможек», как их называют в народе, изучил цены на товары и поговорил с покупателями и продавцами. Рассказываем, что предлагают магазины с низкими расценками и с чем связано их массовое появление.
От кроссовок до постельного белья
В районе Павелецкой площади купить дешевую одежду и обувь можно сразу в трех магазинах сети «Смешные цены» — они расположены в шаговой доступности друг от друга.
Сеть магазинов «Смешные цены» специализируется на продаже женской и мужской одежды по сниженной стоимости. Закупка всех товаров производится напрямую у производителей, а также у оптовых поставщиков, которые предлагают выгодные цены, сообщается на сайте компании. По данным «Спарк-Интерфакс», бенефициаром торговой сети является Дмитрий Базаров. Он также владеет информационно-сервисной компанией «Ю-Софт» и управляет организацией «Марлен», специализирующейся на торговле оптовой одеждой и обувью. Доход «Смешных цен» за 2020 год составил более 167 млн рублей, а выручка с продажи — 148 млн.
Один из магазинов находится в подвале на улице Кожевнической. Над входом из динамика громко звучит женский голос, перечисляющий товары: костюмы деловые и спортивные, плащи, ветровки, куртки, пальто, пуховики, кроссовки, туфли, ботинки, сапоги, товары для дома, постельное белье, одеяла, подушки, текстиль для ванной и кухни, сезонные товары для всей семьи... И так до бесконечности.
— Большой выбор, обновление ассортимента — три раза в неделю, низкие цены, верхняя одежда и обувь для женщин и мужчин. Приходите, ждем вас ежедневно с 09:00 до 21:00 без обеда и выходных. «Смешные цены» — магазин для вашей семьи, — говорит голос.
Внутри — несколько продавцов-консультантов и рейлы с одеждой. Здесь и джинсы, и кофты, и куртки, и футболки. Магазин разделен на несколько помещений, каждое — с разными товарами.
Но чаще всего в торговых точках с низкими расценками на полках соседствует самая разная продукция: рядом с сумками — постельное белье, кухонные приборы и сковородки. Товары заполняют всё пространство вплоть до потолка. Так владельцы магазинов экономят место: его в магазинах мало, а вещей много.
Цены на одежду действительно приятные: стоимость футболок стартует от 300 рублей, джинсы можно приобрести за 1000–2000 рублей. Средняя цена платьев, кофт и свитеров — 700–800 рублей. Верхняя одежда чуть дороже — обычные ветровки стоят две тысячи рублей, а кожанки и пуховики — три-четыре тысячи. Носки можно купить почти за бесценок: за одну пару вы отдадите 50–60 рублей, а за комплект — 150–200.
Постельное белье клиенты могут приобрести за 1200–2800 рублей. У кассы обычно расположена всякая мелочь: чехлы для телефона, крабики и резинки для волос, брелоки, карандаши для губ, солнцезащитные очки. Средняя стоимость этих товаров — 200–300 рублей. Купить брендовую сумку можно за 1500–3000 рублей, зонт — за 500–800 рублей.
Среди покупателей — пенсионеры, лица кавказской национальности, семьи с детьми и смеющиеся подростки. Одна из клиенток «Смешных цен» Елена рассказала корреспонденту MSK1.RU, что регулярно заходит в данный магазин.
— Я пенсионерка, а пенсия небольшая, поэтому стараюсь экономить. Здесь всё довольно дешево, можно и кофточку какую-нибудь найти, и тапочки. Иногда внукам покупаю одежду.
Подделки брендовых вещей
Многие идут в «растаможки» за вещами известных брендов. Здесь можно найти спортивную одежду Nike, Puma, Adidas, The North Face. Ее стоимость редко превышает 2000 рублей. Однако если поискать эти вещи на других маркетплейсах, цены будут в несколько раз больше.
Найти представленные в магазинах экономкласса модели на других интернет-площадках тоже не просто. Судя по всему, оптовые поставщики часто сами выступают дизайнерами одежды.
При этом на бирках вещей названия брендов часто не значатся, вместо них есть лаконичные надписи Sport и Made in China.
— Я понимаю, что здесь продаются неоригинальные вещи. Но, учитывая тот факт, что почти все спортивные бренды ушли из России, мне некуда деваться. Поэтому иногда покупаю здесь спортивные штаны и футболки и надеюсь, что никто не заметит [что это подделка]. Но я стараюсь прямо тщательно выбирать, чтобы ни одна лишняя ниточка не торчала, — рассказал нам один из покупателей магазина Алексей.
Dolce & Babanna, FICA и Иew Balance
Магазины оптовой одежды и обуви славятся самыми дешевыми брендовыми кроссовками. Их средняя цена — 1500–2000 рублей. В отделе с кедами обычно крутятся хихикающие подростки.
— Мы сюда заходим чисто поржать. Продавцы выдумывают новые бренды: Dolce & Babanna, Adibas и всё прочее. Понятно, что это паль. Оригинальные кроссовки не могут стоить 1500 рублей, вы представляете, из чего они сделаны? — говорит со смехом 16-летний Виталий.
В магазин он пришел вместе с двумя друзьями. Они изучили все полки с обувью и решили примерить копию Adidas Yeezy Boost.
— Ну нельзя сказать, что они неудобные. Но, если я их куплю, в школе все сразу поймут, что я их взял где-то на рынке. Оригинальные такие стоят очень много денег, — рассказал Антон.
Среди покупателей кроссовок есть и взрослые люди. Например, 57-летний Александр рассказал, что обычно покупает себе дорогую обувь, но однажды решил приобрести кожаные кроссовки в «растаможке».
— Я купил кожаные кроссовки, через месяц они начали трескаться на сгибаемых местах и облезла краска.
Высокая конкуренция
В Подмосковье у железнодорожной станции Домодедово с небольшими промежутками открылись сразу четыре магазина с низкими ценами. Они расположены буквально друг на друге.
— В основном к нам приходят мужчины, по утрам заходят и девушки. Покупают разное: одежду, обувь, технику. Количество клиентов варьируется, в выходные народу, конечно, больше. Но вообще это зависит от того, где дешевле. Сейчас большая конкуренция, много магазинов открылось, — объяснил продавец одной торговой точки.
Прогулявшись по магазинам, корреспондент MSK1.RU заметил, что людям предлагают товары, купленные на онлайн-площадках. Например, ролики для чистки одежды с биркой «Яндекс.Маркета».
Однако не всегда стоимость товаров в «растаможках» оказывается ниже, чем в других магазинах. Например, антиперспиранты в «Ценопаде» продают почти в два раза дороже, чем на том же «Яндекс.Маркете». А женские топы в магазине «Универмаг № 1» стоят по 500–600 рублей, учитывая, что в составе указан стопроцентный полиэстер.
Ассортимент в магазинах стоковой одежды и обуви примерно одинаковый. Видимо, владельцы торговых точек закупают товары у одних и тех же поставщиков, которые предлагают выгодные цены.
В одном из магазинов корреспондент MSK1.RU встретил молодую семью с дочкой. Они выбирали игрушки.
— Маленькие дети постоянно просят новые игрушки, но они ужасно подорожали. Недавно мы зашли в этот магазин и обнаружили, что здесь цены на порядок ниже. Например, в «Детском мире» Ане понравилась кукла за 3000 рублей, а тут она стоит чуть больше тысячи. Это находка, — рассказала нам покупательница Ирина.
«Люди стараются найти товары подешевле»
Экономист и политолог Василий Колташов объяснил, что массовое открытие магазинов экономкласса связано с повышением цен на промышленные товары.
— У нас выросли цены на промышленные товары, даже на товары широкого потребления. На продовольственном рынке мы наблюдаем всё же сдержанную инфляцию, сейчас относительно комфортные цены на хлеб, молочные изделия. Многие товары российского производства повысились в своей цене сравнительно умеренно, — сказал эксперт.
Колташов отметил, что процесс подорожания промышленных товаров начался еще в 2008 году, когда случился мировой экономический кризис. Затем Россия пережила несколько волн девальвации рубля — в 2014, 2016 и 2020 годах.
— И всё это привело к тому, что импортные товары стали стоить дороже. Особенно продукты, которые поступали из стран Европейского союза или продавались западными компаниями, например, парфюмерная продукция. Это связано с тем, что усложнились механизмы их доставки в Россию.
По словам экономиста, в этой ситуации люди стараются найти товары подешевле и устремляются в магазины стоковой продажи. Рост популярности таких торговых точек продолжается много лет, а сейчас, говорит эксперт, наступил очередной пик в падении курса рубля.
— Причем если объективно оценивать эти магазины, то зачастую цены не являются «смешными». По крайней мере, если говорить об одежде, то, может быть, стоимость невысокая, но качество чрезвычайно низкое. Поэтому людям выгоднее заказать в интернете. Интернет-торговля является основным конкурентом этих магазинов, — заключил Колташов.
Ранее мы публиковали мнение экономиста о том, почему рубль начал резко падать и чего нам ждать в ближайшем будущем. Также MSK1.RU рассказывал, что в России подорожает бытовая техника. Это связано с тем, что поставщики изменили логистику из-за политики Казахстана.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».