Правительство России утвердило индексы максимального изменения платы за коммуналку сразу на 4 года — с 2024 по 2028 год. В Москве обещанный предельный рост составит 11%, в Подмосковье — 10,7%. Также президент подписал указ, согласно которому столичное правительство само сможет определять порядок начисления платы за отопление в многоквартирных домах и менять ее размер.
Разбираемся вместе с экспертами, исполнятся ли обещания про предельный рост цен на тарифы и как на жителей региона повлияют новые правила оплаты.
Как это было устроено
Раньше система начислений оплаты за услуги ЖКХ работала так: управляющая компания брала среднее потребление за прошлый год и с его помощью определяла платежки на следующий. Об этом корреспонденту MSK1.RU рассказал Виктор Федорук, эксперт фонда «Жилищная солидарность» и ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ организации «За права человека».
— Когда год заканчивался, управляющая компания сверяла полученные средства с количеством тепла, которое потратилось за год. Угадать это практически невозможно, — объяснил Федорук. — Если взяли в течение этого года больше, чем реально было употреблено, тогда людям в квитанциях, которые приходят в феврале-марте, указывалось, что есть переплата по отоплению. Чаще встречалась недоплата по отоплению, потому что предыдущий год был теплее, а новый — холоднее. В таком случае следовало доплатить.
По словам эксперта, если сумма доплаты была большая, то УК могла разбить ее, например, на несколько месяцев в квартале.
Почему теперь всё иначе (и к чему это приведет)
В Москве из-за старой системы часто были скандалы — когда зима была холодной несколько лет подряд, люди возмущались, что им приходят слишком большие суммы. Ситуацию описал Константин Крохин, юрист, председатель Союза жилищных организаций Москвы.
— Проблема была именно в непрозрачности расчета. Например, если прошлая зима была теплой, то в первом квартале следующего года добросовестные управляющие организации начисляли до 10% перерасчета в пользу жителей. А вот те дома, которые обслуживает ГБУ «Жилищник», недополучали — там начислений либо не было вообще, как в Центральном округе, либо, как в других округах, разнилось от 0,5 до 0,4%, — объяснил Крохин. — То есть начисляли примерно в 10–20 раз меньше, чем должны были. Это вызывало критику, потому что люди увидели, что в домах, где управляет ТСЖ (товарищество собственников жилья. — Прим. ред.), перерасчет более прозрачный.
В качестве примера Крохин привел проблему, возникшую в районе Коптево несколько лет назад, — там с жильцов брали от 8 до 14 тысяч рублей пересчета. Это, конечно, вызывало недовольство.
— Насколько я понимаю, там же правительство Москвы в нарушение постановления правительства России приняло решение о том, чтобы разбить дополнительные начисления на 12 месяцев, а не на первый квартал, — уточнил он. — Из-за этого люди не почувствовали серьезного изменения платежей, это было размазано.
Эксперт предположил, что теперь, когда столичным властям дали возможность самостоятельно регулировать эти платежи, местные компании смогут разбивать их хоть на несколько лет, чтобы люди не чувствовали роста суммы.
«За этой передачей полномочий Москве видится такая проблема — в любой мутной воде возникает казнокрадство»
— Еще в этом законе сказано, что Москве позволяется давать деньги из бюджета поставщикам тепла. Суммы будут выплачиваться, когда они превышают некий предел, при этом не говорится, о каком пределе речь, — добавил юрист. — То есть открывается ящик Пандоры. Всё это непрозрачно, потому что к ПАО МОЭК (компания единого энергоснабжения, дочернее предприятие Газпрома. — Прим. ред.) возникает много вопросов.
«У нас очень много компаний не только в Москве, а вообще в регионах, которые неэффективны — там плохой менеджмент, там воровство»
Эксперт уверен, что государство должно выплачивать субсидии именно гражданам, а не предприятиям.
— До принятия этого закона у нас не поддерживались предприятия, помощь получали граждане: пенсионеры, инвалиды, многодетные, ветераны и так далее, — сказал он.
«Это очень плохой звонок — многомиллиардные долги компаний, которые накопились из-за неэффективного менеджмента, будут покрывать за счет бюджета»
По мнению эксперта, пока существует непрозрачность и подозрения в сговоре ресурсоснабжающих компаний, давать возможность финансировать их из бюджета по непонятным расценкам — это неправильно.
— Сегодня Москве разрешили, завтра еще кому-то разрешат. В итоге мы опять вернемся в 90-е, когда никто не контролировал объемы потребления, — сказал Крохин нашему корреспонденту.
Точно ли будет дорожать только на 11%?
Предельный индекс роста цен на ближайшие 4 года определили в размере 11%. Как объяснил Виктор Федорук, раньше правительство говорило, что предельные размеры роста — это процент инфляции минус 1%.
— А сейчас чем правительство это объясняет? Наверное, тем, что и инфляция растет, и услуги эти сильно дорожают, а также тепло, электроэнергия и газ — всё дорожает. Хорошо бы, если бы еще на 11% наши зарплаты и пенсии росли, — посетовал эксперт.
А по мнению Крохина, новое планирование на 4 года (а теперь планы строятся с 2024 по 2028 год) — это плохо, потому что раньше план составлялся всего на один год. То есть в следующем году рост может быть значительно больше, чем обещанные 11%, но нарушением это не будет — 4 года ведь не прошло.
— Я думаю, это связано с тем, что ожидается серьезный рост, прежде всего тарифов на электроэнергию. В 2022 году обещали, что раньше 1 июля 2024 года повышения тарифов на коммуналку не будет, — объяснил эксперт. — И вот нам вдруг за два месяца до 1 января следующего года объявляют, что с января введут новый порядок.
«Власти решили сказать: "11% роста будет, не переживайте, но на четыре года". Они с таким же успехом могли бы заявить и про 10 лет. Кто проверит?»
Крохин объяснил, почему презрительно относится к новым мерам, — похожие случаи недобросовестного исполнения обещаний уже были. В качестве примера эксперт привел в пример район Новые Ватутинки, где в прошлом году плата за отопление и горячую воду повысилась на 52%, хотя предельный индекс повышения был не больше 9%.
— В этом году в этом же районе в конце сентября повысилась плата за водоснабжение с 39,79 до 58,10 рубля за кубометр — это 46%. И, когда люди обратились в департамент экономического развития, который является органом тарифного регулирования в Москве, им ответили: «Это индекс не на отдельную услугу, а на все. Поэтому по каким-то коммунальным услугам может быть больше, чем в 11, по каким-то — меньше», — рассказал Крохин.
Кроме того, индексы предельного роста цен рассчитываются при условии, что состав коммунальных услуг и порядок начисления не меняются. А чтобы повысить цены, компании могут сменить этот порядок и сказать, что индекс больше не действует.
«Вам меняют систему начисления либо организацию, которая осуществляет услуги. И вот уже 11% предельного роста не работают»
— Департамент экономического развития Москвы на полном серьезе говорит, что рост цен на водоснабжение на 46% не является ростом, потому что компания обратилась в первый раз, — заключил эксперт. — Так же могут сделать в любом регионе и в любом городе. Поэтому, конечно, нет веры, что всё выполнится и будет равно 11% от роста цен на ЖКХ.
Ранее мы рассказывали о новом тарифе на электричество, который ФАС предлагает установить регионам с 1 января следующего года. Суть его заключается в следующем: чем больше используется электричество, тем выше тариф. MSK1.RU объяснял, как от этого изменятся платежки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».