В преддверии Нового года миллионы людей покупают подарки для своих родственников и друзей. Кто-то гуляет по торговым центрам в поисках подходящих сувениров, а другие заказывают всё через интернет.
MSK1.RU поговорили с работниками известных маркетплейсов в Москве, чтобы узнать, как они справляются с нахлынувшим потоком заказов. Они рассказали, сколько посылок сейчас проходит через их точки и что именно покупают москвичи под конец 2023 года.
Горы посылок и нервные посетители
Пункт Wildberries. Снаружи фиолетовая вывеска, обшарпанный коврик — картина всем знакомая. Внутри стандартный праздничный набор: мигающая электрическая гирлянда, болтающаяся на окне мишура, картонные фигурки Деда Мороза и Снегурочки, загораживающие дырки на обоях. Одинокий сотрудник лениво маркирует товар и бросает его в прозрачный контейнер. Посетителей днем почти нет.
— Затишье перед бурей, — начинает работник. — Вечером тут начнется толкотня. Десятки нервных посетителей заполонят зал, огрызаясь как на меня, так и друг на друга. Все спешат, всем нужно всё и сразу, всех дома ждут жены, мужья, дети, родители, питомцы…
— Всегда так? Или только перед Новым годом?
— Зимой так постоянно. Где-то с 17:00 всегда начинается коллапс. Люди постепенно возвращаются с работы и попадают прямо к нам. Также все очень любят прийти за 2–3 минуты до закрытия — увидят оповещение об отсканированном товаре и бегут к нам, либо просто по тем или иным причинам тянут до последнего. Ну и вишенка на торте — перманентные логистические проблемы, которые в сезон сугробов и гололедицы давят еще сильнее. Могут привезти товар под ночь, а могут и вообще не привезти. В результате может быть такое, что утром принимаешь сразу двухдневную норму. Так что, чем ближе ко дню икс (31 декабря) вы заказываете себе товар, тем дольше он будет к вам ехать, — поделился сотрудник.
В некоторых примерочных лежат коробки, которые не помещаются возле столика сотрудника и на самом складе. Однако, как утверждает работник, это еще не все товары — вечером приедет курьер с «добавкой».
— У нас далеко не самый маленький склад, однако это не спасает. Зимой он всегда ломится от заказов, поэтому приходится некоторые позиции выносить наружу. Иногда территория, на которой можно, не ущемляя комфорт посетителей, расположить посылки, тоже заканчивается, как сегодня, например. В эти моменты приходится забивать примерочные до отказа. В среднем по 500–600 посылок у нас бывает в декабре, тогда как в любое другое время у нас обычно по 200–300 позиций. С таким огромным количеством заказов тяжело справиться. Особенно когда тебе нужно и сортировать товар, и обслуживать толпу клиентов одновременно. Из-за этого приходится оставаться на работе после закрытия пункта. Сидишь до полуночи и разгребаешь завалы, либо зовешь на утро подмогу. Естественно, никому за это не доплатят, а вот штраф за жалобы посетителей на медленную работу или коробки в зале прилететь может, — поделился работник.
От крема для загара до навоза
В пункте Ozon, расположенном напротив Wildberries, обстановка аналогичная. Днем пусто, вечером очередь, начинающаяся с улицы.
Тут товаров визуально меньше, но и помещение гораздо больше. Несколько высоких башен с коробками расположились у входа. Чуть поодаль вдоль стены также лежит груда посылок.
Сотрудница пункта выглядывает из-под коробки, лежащей на столе. Говорит, что это остатки со вчерашней смены, примерно столько же товаров, сколько уже имеется на пункте, привезут сегодня вечером.
— Работаем мы сейчас в очень жестком режиме — посылок чересчур много, посетителей — тоже. Сегодня вообще ужас — посылок втрое больше, чем обычно. Плюс куча возврата, с которым тоже необходимо работать. Вместе со сменщицей будем ночью разбираться, деваться некуда. Впрочем, такие перегрузки — норма для конца декабря, у нас каждый раз аншлаг из-за этого суматошного праздника. В прошлый Новый год объем заказов вырос в два раза, в этом по ощущениям так же. Поэтому лучше оформить доставку заранее, чтобы курьеры успели привезти товар к празднику. Иначе пролетите со своими дедлайнами. После наступления Нового года в период каникул активность покупателей обычно падает, так что если уж и заказывать, то либо прямо сейчас, либо уже после праздника, — поделилась работник.
— Что в основном покупают?
— Всё. Хоккейные клюшки, футбольные мячи, масла, мыло, книжки, посуду, одежду, обувь, косметику. Уже несколько дней подряд одна и та же женщина у нас зачем-то запасается кремом для загара. Постоянно берут 19-литровые бутыли с водой. Еще очень часто заказывают какие-то мелкие товары: ручки, фигурки, игрушки и прочее. В основном ничего необычного нет, но в предновогодней лихорадке случается всякое. Недавно одна бабушка заказала несколько мешков навоза. Эти мешки у нас тут несколько дней лежали воняли. Мы их закинули подальше от остальных товаров, чтоб спасти себя и склад. Помогло. Интересный год надвигается, — резюмировала сотрудница.
— Как вы будете работать в Новый год?
— 31 декабря пункты выдачи заказов Ozon и «Яндекс.Маркета» будут работать до 20:00. 1 января 2024 года все ПВЗ будут закрыты — у нас официальный выходной. В пунктах Wildberries ситуация аналогичная, только они собираются работать 31 декабря на час меньше — до 19:00. Склады компаний, так же, как и пункты выдачи, не будут работать 1 января 2024 года. Поэтому 31-го и 1-го числа большинство заказов, скорее всего, не будут обрабатываться ни у нас, ни в Wildberries. Лишь с 2-го числа работа складов и пунктов выдачи восстановится в полном объеме. Однако лучше самостоятельно уточнить в конкретном пункте выдачи его расписание. Да, абсолютно все пункты выдачи заказов работать в новогодние каникулы будут, но некоторые места могут иметь собственное расписание — зависит от начальства точки, — подытожила работница.
Ранее сотрудники одного из пунктов выдачи товаров Ozon нашли мышей в обуви, заказанной покупателем.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».