В Музее техники Вадима Задорожного проходит фестиваль полевой кухни. Торжество военной гастрономии будет длиться до 1 мая включительно. Корреспондент MSK1.RU побывал в музее и оценил, как проходит кулинарная выставка.
Музей находится в поселке Архангельское. До него можно доехать, сев на МЦД-2 в сторону Нахабино, а потом выйти на станции «Павшино» и пересесть на маршрутку 41к, которая едет в сторону Николо-Урюпино.
В музее многолюдно. Толкучка у касс. Здесь, в основном, семьи с маленькими детьми, работники музея и волонтеры, которые помогают посетителям разобраться, что им можно делать, а что нельзя.
Нельзя, например, залезать на военную технику. Зато, по словам волонтеров, вас могут бесплатно прокатить на ретроавтомобилях или военных машинах с пулеметами.
Работница пресс-службы музея, Елена, провела корреспонденту экскурсию по музею. Она рассказывала о том, что все эти тяжелые боевые машины отреставрированы, и более того — они на ходу. Технику отсюда даже берут на парады, посвященные Дню Победы.
Елена много внимания посвятила новой фотовыставке «Войны и люди», открывшейся в музее на днях. Это работы фотокорреспондентов ТАСС, выполнявших профессиональный долг в горячих точках. Выставка освещает несколько войн и одну спецоперацию. «Каждый кадр <…> наполнен благодарностью к людям, вставшим на защиту мирной жизни», — гласит надпись на плакате с аннотацией выставки.
— Здесь есть снимки, известные каждому, а есть и редкие, уникальные кадры… — указывала собеседница на фото времен Первой мировой, Великой Отечественной и даже эпохи Вьетнамской войны, а я невпопад поддакивал.
Советско-финляндская здесь не упомянута. Чеченских кампаний тоже нет. За Первой мировой — Вторая, за Афганистаном — сразу кадры из зоны СВО. Мы с Еленой резко замолчали, когда проходили последнюю главу выставки. В давящей тишине разглядывал снимки: испуганные пенсионерки, горящие дома, а также коты и собаки в руках российских военных. Так выглядит СВО.
В коллекции музея есть несколько подбитых танков прошлых войн. Они стоят почти на входе — это британские танки Charioteer и Churchill. Патриотичное решение. А рядом с уничтоженными машинами (бывших) союзников располагается немецкая техника — и она находится практически в идеальном состоянии.
Здесь есть игрушечные советские машины, в которые ребенок может залезть и сделать пару кругов по отведенной гоночной «трассе». Она находится рядом с расстрелянным трамваем, который привезли из Мариуполя. Он стоит здесь тоже в качестве экспоната. В окнах транспорта еще торчат осколки разбитого стекла. Внутри навален какой-то мусор. На стенах трамвая — наклейки на украинском языке. «Вартість проїзду — 9 грн 00 коп».
Тут же можно покататься на игрушечном танке Т-34. Один заезд — 600 рублей. Из танков торчат макушки отцов и их детей. Это всё тоже рядом с мариупольским общественным транспортом.
Мангальщик в военной форме крутит шампуры с мясом — видимо, тоже часть фестиваля. Мы проходим БТРы, артиллерию, танки, ракеты, которые, кажется, не заканчиваются. Технику оккупировали дети.
Они залезают на люки, пытаются потрогать всё, к чему только можно прикоснуться. Визг, радость. Родители фотографируют беснующихся чад. Елена их с печалью разглядывает.
— А детям можно залезать на технику? — решил уточнить у нее.
— Нет, — мрачно ответила собеседница. — Только что скорая забирала девочку. Упала. Девочка лежала в крови, а другая мама возмущалась, почему это они купили билеты, а им на танках полазить нельзя… Был случай, когда отец принес гаечный ключ, чтобы люк на технике открыть. Показать сыну, что там внутри. Люк захлопнулся, ударил ребенка прямо по пальцам. Он потерял три фаланги. Угадайте, кто написал претензию в прокуратуру?
Елена рассказывает, что за нарушителями должны следить работники музея, охрана и волонтеры. Но рук просто не хватает. Сюда приходят десятки детей, который хотят потрогать холодный металл своими руками, а родители их не пытаются остановить. И как тут справляться?
На этом мы расстались с Еленой. Она показала две полевых кухни: времен 1914–1918 гг., а также эпохи Второй мировой войны. Всё в духе времени. Работники в военной форме накладывают кашу в пластиковые тарелки всем желающим — за деньги. Хлеб ржаной — 10 рублей. Рис с солониной и говядиной — 350. Из бумажного стаканчика можно попить березовый сок — пол-литра вам нальют за 250 рублей. Или минеральную воду с газом за сто.
Хотелось посмотреть, что ели советские солдаты во Вьетнаме и в Афганистане. Было безумно интересно, чем питаются российские военные сейчас, раз об этих конфликтах зашла речь. Но либо корреспондент просто не нашел, где кормят блюдами из этих горячих точек, либо их попросту нет.
На улице, в центре выставки, начался концерт. Девочка старалась вытягивать ноты в песне со следующим текстом:
«Но все такие же, как ты!
У всех такие же мечты! <…>
И у всех те же стремления!»
На самом деле песня не о том, что слушатель — серая масса, а про то, что мир довольно прост и понятен, и бояться его не надо. После песни массовики-затейники стали танцевать под хиты начала 2010-х годов и призывали детей присоединиться к веселью.
Люди ели кашу рядом с бронетехникой. На лавочки иногда садились люди в военной форме, которые молча разглядывали окружавшие их танки.
Какая же каша на вкус — неизвестно, наш корреспондент ее не попробовал. Дорого.
Ранее фотокорреспондент MSK1.RU Артем Устюжанин подготовил фоторепортаж с Нового Арбата. Точнее — со скрытой от посторонних глаз его части. Как выглядит изнанка самой скандальной улицы Москвы — смотрите здесь. Если вам интересно разглядывать известные места с непарадной стороны, то MSK1.RU делал фоторепортажи про Патриаршие и Чистые пруды. Посмотрите и их.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».