Цыгане по праву считаются одним из самых загадочных народов мира. Их образ жизни не раз становился предметом интереса писателей, кинематографистов и этнографов. Вокруг традиций этого народа до сих пор остается множество мифов и легенд.
MSK1.RU отправился на Кузьминское кладбище, на котором похоронены многие московские цыгане. В этой публикации мы расскажем истории тех, кто там покоится, и развеем популярные мифы о ритуальных традициях этого народа.
Цыганская часть кладбища находится на центральной аллее. Роскошные памятники и золоченые надгробия стоят по правую и левую сторону, заметить их нетрудно.
Первым делом в глаза бросается родовое захоронение Дошкещи-Ковач. Именно к этому семейству относился известный в нулевых певец Шандор. Помимо написания музыки и съемок в фильмах, артист пробовал свои силы в продюсерской работе, несколько лет отбирая талантливых музыкантов, работающих в близких ему направлениях — соуле и фанке.
В 1996 при его участии в Кремлевском Дворце был организован концерт испанской группы Gipsy King. Шандор трагически погиб в ДТП в апреле 1998 года. На месте трагедии — на Симферопольском шоссе недалеко от Подольска — установлена часовня в его честь.
Шандор покоится вместе со своими родственниками — родителями, дядей и дедушкой с бабушкой. На памятниках семейства сказано, что они были князьями. Но, по словам доктора исторических наук и президента федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежды Деметер, такого титула у их народа нет.
— Титул барона передается по наследству — это правда. А графы, герцоги и князья были в XIII-XIV веке, когда впервые раз цыгане приехали в Париж. Дошкещи — очень интересные и красивые были люди, что там говорить. Мы всех их знали хорошо, известный род. Ну захотели они быть князьями — пускай будут, — говорит Деметер.
Также на центральной аллее находится могила народной артистки России Любови Деметер. Роскошный памятник с золотым крестом было сложно не заметить. На портрете изображена красивая темноволосая черноокая женщина. Именно такой представляется цыганка из многочисленных книг и сказок.
Любовь Деметер прославилась как исполнительница романсов. Как и многие цыганские дети, она с малых лет тянулась к музыке и, повзрослев, поступила в Московскую консерваторию имени Чайковского. После завершения обучения она стала солисткой Москонцерта. Деметер — лауреат многочисленных фольклорных фестивалей и конкурсов России и зарубежья. С концертными программами певица гастролировала по многим городам страны и мира. В 1993 году Любовь была удостоена звания «Заслуженная артистка России», а в 2003 — народной.
Если пойти выше по центральной аллее, то можно увидеть семейный участок политика и представителя крымских цыган Александра Бариева.
— Золотой человек был, мне его жалко. Он умер очень рано, ему не было даже 50 лет. Долгое время он возглавлял национально-культурную автономию цыган России. Сейчас бы тоже был главой, если бы был жив. Он был необыкновенный человек — умный и талантливый во всем. Болел за свой народ, — рассказывает Надежда Деметер.
Рядом с могилой установлен гранитный крест с распятым Иисусом, а подле надгробия — памятник-свиток, на котором написано: «Будет вечная память, Балук, тебе!»
— У цыган было раньше два имени, да и сейчас такое часто встречается. Одно, которым тебя зовут официально, по паспорту, а другим — называет семья. Вот Александра Бариева дома называли Балук. Он происходил из крымских цыган. Несмотря на то, что Александр был крещен, он все равно Балук остался, — говорит Деметер.
Было много случаев, когда мы общались по двадцать лет с людьми, и когда мне требовалась их фамилия, то я ее не знала. Прозвища играют важную роль.
По некоторым надгробиям можно считать историю человека, который там покоится. Например, на могиле Сивака Цыно сказано, что он — сын Лацы. По словам Надежды Деметер, для их народа важно знать, кто кому приходится родственником и представление по отцу помогает в этом разобраться.
— Первое, что спрашивают цыгане при знакомстве: «Ты кто?» И человек говорит: «Я вот сын того-то». Всем сразу же становится ясно, кто он такой. Никаких вопросов не возникает, — объясняет Деметер.
На памятнике также сказано, кем он был подарен.
— Снизу у него подписано «От мамы, детей и дедушки Золотого Дошкэщи». Это не титул, а имя у человека такое. У Сивака был дедушка, звали его Золотой — очень хороший человек был. Вот так примитивно иногда бывает и никаких тайн, — смеется Надежда.
Иногда на цыганских надгробиях указано, к какой этнической группе относились покоящиеся там. Например, на памятниках семейства Белецких написано, что они были канглярами.
— Цыгане всегда делились на этнические группы, у каждой из них были свои занятия. Кангляры же занимались изготовлением гребней для волос. Они делали деревянные расчески и ходили по деревням продавали их. Кангляров уже давно не встречала, — делится подробностями Деметер.
Вероятно, Мили, Федор и Ласло Белецкие были потомками ремесленников.
О похоронных традициях цыган в Сети ходит немало разговоров. Часто пишут, что цыгане, отправляя в последний путь почившего родственника, кладут ему с собой всё, что он любил при жизни. Отчасти — это правда, а отчасти — нет, говорит Надежда Деметер.
— Такой обычай есть у молдавских цыган. Они могут положить все что угодно — и компьютер, и бар с вином. Но у нас в России никто так практически не делает. Правда, недавно хоронили одного поэта цыганского. Он был бард — сам аккомпанировал, сочинял, его песни поют у нас все. Вот ему положили гитару. Но это единственный раз, когда я видела что-то подобное, — рассказывает она.
Это только у молдавских такое. Их показывают по телевизору, обсасывают со всех сторон, и ощущение создается, что все цыгане так делают.
Также много вопросов у обывателей возникает по поводу поминок у цыган. Как и все православные, они приходят на Радоницу к почившим родственникам и накрывают на стол.
— Главное — помянуть в церкви, подать записки туда, подать на канон, чтобы там помянули церковные служители. Также в этот день обязательно надо оставить все свои дела и прийти на кладбище. По вере родственники должны ждать нас там. Для них можно сделать небольшой поминальный столик. На Кузьминском кладбище, как правило, люди проходят и нам говорят: «Вы делаете правильно, как положено», — объясняет Деметер.
Ранее мы рассказывали, кто еще похоронен на Кузьминском кладбище. Почитайте также, что скрывает кованная ограда Армянского кладбища.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».