Недавно в московском метрополитене запустили сервис аренды зонтов, называется он «ЗонтБери». Разрабатывал новинку фонд «Транспортных Инноваций Москвы» — они могут быть знакомы москвичам по «Блиндозерам» и пиццематам.
С первых дней сервис наделал много шума в социальных сетях, и мы не осталась в стороне. Ранее редакция уже публиковала тест-драйв сервиса, в этот раз мы расскажем, как он создавался.
Скопировали или вдохновились?
По словам генерального директора фонда «Транспортных инноваций Москвы» Ивана Юнина, мысль о создании сервиса по аренде зонтов пришла во время очередной Стартап студии, в рамках которой сотрудники местных транспортных организаций придумывают идеи, как улучшить город.
— Фонд «Транспортных инноваций» эти наработки упаковывает, мы с жюри оцениваем и выбираем самые лучшие. В ноябре 2023 года появилась мысль о создании аренды зонтиков. Когда ребята генерировали идеи, они сошлись во мнении, что каждый из нас хоть раз попадал в ситуацию, когда ты выходишь из метро, а зонта в дождь у тебя нет, — рассказывает Юнин.
Изначально создатели хотели продавать зонты в метро, но позже от этой идеи отказались — слишком не экологично выходит. Да и выбрать поставщика — дело непростое, поскольку аксессуар должен быть качественным, но при этом не дорого стоить, чтобы горожане могли его себе позволить.
— Тем более, хороший зонтик будет дорого стоить, а плохой сломается, и его потом выбросят. Мы решили отдавать зонтики в аренду по какой-то приемлемой плате. Во всём мире уже есть подобные стартапы — канадский Umbrella-Sharing и японский ikasa. Какие-то из них выдают бесплатно, а сам сервис зарабатывает на рекламе. Мы посмотрели на эти проекты, и появился «Зонтбери», — говорит он.
Made in Russia?
Инвестором «ЗонтБери» стала компания «ТехноСпарк». Она отвечала за создание самих аппаратов и их программирование. Единственное, что зарубежного в этом автомате — элементная база, но ее обычно закупают в Китае.
— Коллеги их «ТехноСпарка» совместно с нами с нуля начали разработку сервиса. Примерно за 5 месяцев мы закончили работу. Наши аппараты — это почти полностью отчественная разработка. Но элементную базу в России не производят, поэтому ее мы заказывали из Китая. Под эту историю «ТехноСпарк» сделал новую дочернюю компанию, — рассказал Юнин.
По данным «Контур.Фокуса», за 2023 год чистый убыток группы компаний «ТехноСпарк» (входит в контур Роснано) составил 2 323 188 000 рублей, выручка — 187 977 000 рублей. Генеральным директором группы компаний является Олег Лысак. У «ТехноСпарка» зарегистрировано 111 юридических лиц.
За закупку зонтов отвечает «ТехноСпарк», их закупали у другого поставщика — у кого конкретно, фонд «Транспортных инноваций Москвы» не уточнил. По словам Ивана Юнина, они отсмотрели много вариантов, представленных на рынке. Последнее слово было за фокус-группой, которая утвердила финальную версию.
Что с зонтшерингом сейчас?
Сейчас в московском метрополитене стоят четыре автомата «ЗонтБери». Их можно найти на станциях «Физтех», «Яхромская» и «Лианозово» — их там два. По словам Ивана Юнина, Люблинско-Дмитровская линия была выбрана для теста сервиса не случайно — там были «наиболее удобные места для размещения».
Чтобы зарегистрироваться, нужно привязать свой номер телефона и прикрепить карту, с которой в дальнейшем будут списываться деньги за использование. Аренда зонтика на сутки обойдется в 250 рублей, часовой тариф — 50 рублей, поминутный тариф — 10 рублей. Помимо суммы по тарифу придется заплатить депозит в 500 рублей — он вернется спустя пару часов после того, как вы вернете зонт на место. Причем, сделать это можно в любое время в другом автомате.
При тестировании системы MSK1.RU обнаружил, что замок автомата позволяет достать зонты бесплатно. Как заверили нас в фонде «Транспортных инноваций Москвы», эту ошибку сейчас устраняют. Да и украсть зонт просто так не получится — воришек легко отследят по карте.
— Каждый зонтик внутри имеет метку, благодаря которой мы понимаем, какой конкретно это зонтик и откуда его взяли. Также мы сохраняем в рамках платежной системы платежную информацию и контактные данные по регистрации по телефону, — объясняет устройство «ЗонтБери» Иван Юнин.
Как будет развиваться «ЗонтБери»?
Несмотря на то, что шеринг зонтов появился совсем недавно. У сервиса уже есть потенциальные клиенты.
— Планируем сделать сетку в метрополитене и за его пределами. Также за первые три дня работы поступили обращения от разных компаний, где коллеги просят, чтобы мы поставили аппараты у них в офисе. Например, на выходе, если вдруг сотрудники забыли зонтики. То есть, уже есть интерес дополнительных рынков, — делится подробностями с MSK1.RU Иван Юнин.
По словам директора фонда «Цифровых технологий», сейчас «ЗонтБери» находится в самом начале своего пути, поэтому говорить о каких-то далеко идущих перспективах рано. Сейчас первостепенная цель разработчиков сервиса — отладить качественную работу сервиса и оценить на практике возможные подводные камни.
— Для нас это сейчас в любом случае пилот. Создание полноценного приложения для шеринга зонтов стоит недешево. Мы планируем интегрировать наш сервис в приложение московского метрополитена, — говорит Юнин.
Сейчас сервис реализован силами «ТехноСпарка», далее мы планируем масштабные инвестиции в развитие.
— Что касается маркетинга, при подтверждении спроса на сервис, мы подумаем над маркетингом и прочими историями, которые относятся к нынешнему виду зонтиков. Тогда мы сможем поэкспериментировать с цветами и принтами, например, — заключил он.
Как вы считаете, будет ли шеринг зонтов пользоваться спросом у горожан?
Ранее мы тестировали еще один продукт «Транспортных инноваций Москвы» — автомат, который печет блины в московском метро. Почитайте также, кто владеет сетью «Блиндозеров».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».