Когда-то они блистали на сцене театра, снимались в кино и ездили на гастроли по городам России. Она из Кирова, он — из Ленинграда. На двоих у них больше 200 ролей. Сейчас жизнь их свела под одной крышей — в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной. Корреспондент MSK1.RU встретилась с актерами Валентиной Карповой и Алексеем Михайловым. Они поделились воспоминаниями, рассказали о творчестве и своем настоящем.
Дом ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной — геронтологический центр, основанный в 1907 году. В 1965 году учреждение переехало в новый комплекс, в котором располагается и по сей день. Дом ветеранов сцены предназначен для членов Союза театральных деятелей России (СТД): работников театров, актеров, режиссеров, художников, журналистов и пр. На постоянной основе в нем проживают пожилые люди и инвалидов I и II групп, которые нуждаются в постоянном уходе.
Наше знакомство с жильцами Дома ветеранов сцены началось с фотосессии в фойе. Шутя и переговариваясь, герои интервью позировали в плетеных креслах.
— Надо было надеть платьице, а то я в брюках, — переживает Валентина Ивановна, поправляя зеленую кофточку. — А тебе (обращается к Алексею Викторовичу) надо было взять все-таки шляпку.
Спускаясь по лестнице в мемориальную комнату актрисы Александры Яблочкиной, в честь которой назвали Дом ветеранов сцены, Валентина Ивановна просит не спешить. Когда-то она по неосторожности получила производственную травму в кировском театре.
— Было ЗТМ (затемнение, которое используют в театре, чтобы обозначить конец сцены или пьесы). А занавес не закрыли, и мы шарахались в темноте. Тогда многие травмы получили, — вспоминает Карпова.
В мемориальную комнату герои пришли впервые. Они с любопытством рассматривали портреты, мебель и экспонаты, которые, как говорят, принадлежали самой Яблочкиной.
— А у нас в Театре Комиссаржевской была рамка, под стеклом которой лежали две бумажки. Там было написано: «Волос Комиссаржевской». Но его не было даже видно, — смеется Алексей Викторович.
Диагноз — артист
Валентина Ивановна Карпова родилась в 1936 году в Кирове. Ее мама погибла в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Папа окончил летное училище в Батайске, был старшим авиатехником. Летал на У-2 (самолет, который в народе называли кукурузником. — Прим. ред.). После войны получил орден Трудового Красного Знамени.
И без того трудное послевоенное детство осложнилось семейной драмой. Папа Валентины Ивановны женился во второй раз. Мачеха, по словам актрисы, оказалась «суровой, грубой матерщинницей».
— Папа у нас не пил, не курил, не ругался вообще. Идеальный красавец был, — рассказывает Карпова.
Маленькую Валентину мачеха заставляла чистить ведро картошки. Делать это надо было быстро и тонко. Но даже в таких бытовых делах Карпова не расставалась с творчеством. Рядом с ней лежал томик Пушкина или Лермонтова. За чисткой картошки будущая артистка громко декламировала стихи.
В четвертом классе их отвели в местный ТЮЗ, где Валентина Ивановна окончательно и бесповоротно влюбилась в театр.
— Это было такое счастье! Какой запах там! И я подумала: всё, хочу быть только актрисой, — с теплотой вспоминает жительница Дома ветеранов сцены.
После окончания школы она работала машинисткой, затем инструментальщицей на заводе. Но о детской мечте никогда не забывала и периодически проявляла себя. Вскоре она прошла отбор в кировский филиал ГИТИСа. На слушания девушка пришла во время обеденного перерыва прямо в рабочей одежде.
Алексей Викторович Михайлов родился в 1945 году в Ленинграде. Перед тем как связать свою жизнь с актерским мастерством, ему тоже пришлось пройти через завод. Они выпускали сковородки, бритвы. Затем была работа на телевидении (там Алексей Викторович работал осветителем) и пантомима. С оригинальным видом исполнительского искусства его познакомили друзья. Так, с пантомимы и начался творческий путь будущего актера Алексея Михайлова.
— Был такой Анатолий Шагинян. Он вел «Театр одного актера», — рассказывает Алексей Викторович. — Времена были непростые, поэтому артистам приходилось зарабатывать деньги по-разному. Шагинян вел свою актерскую студию, потом оказалось, что он еще и замечательно двигается. Я занимался у него по восемь часов в день, гнулся, ломался, потому что для пантомимы должны быть подвижные пальцы, руки.
Актерское мастерство стало для Алексея Викторовича делом всей жизни. Оно стало «диагнозом», от которого невозможно избавиться.
— Всю жизнь ты подмечаешь какие-то интересные вещи, складываешь их в копилочку, потому что они обязательно потом пригодятся. Зачем это надо? Неизвестно, но, как говорится, такова спортивная жизнь (Алексей Викторович делает отсылку к британскому фильму с одноименным названием. — Прим. ред.), — рассказывает Михайлов.
Артист — это не профессия, это диагноз.
— Я уже давно не работаю в театре, но мне до сих пор порой снится, что я прихожу в театр, а мне говорят: «Заболел артист, надо срочно играть», — признаётся Алексей Викторович.
Кино или театр?
В жизни каждого актера случается переломный момент, когда он оказывается перед выбором: театр или кино. Впервые на съемочную площадку Алексей Викторович попал в конце 1970-х. Его пригласили в фильм «Конец императора тайги» (0+). Картина воспроизводит историю молодого Аркадия Гайдара.
— Меня спросили: «Умеешь ли ты скакать на лошади?» Я сказал: «Да, конечно». Хотя это было почти впервые. Ехать надо было за Абакан (Республика Хакасия. — Прим. ред.). А лошади там мощные, резвые, — смеется Алексей Викторович.
Затем была картина «Похищение „Савойи“» (12+). Снимали в грузинском Кобулети (город в Грузии. — Прим. ред.), в Сухуми (город в Абхазии. — Прим. ред.). Примечательно, что в фильме играли три Михайловых: Александр Михайлов, Дарья Михайлова и наш собеседник — Алексей Михайлов.
Александр Яковлевич Михайлов — народный артист РСФСР, актер театра и кино, режиссер. Наиболее известен по фильмам «Любовь и голуби» (12+), «Мужики!..» (0+).
К слову, на съемках «Савойи» завязалась дружба Алексея и Александра Михайловых. Алексей Викторович полагает, что его товарищ-однофамилец поспособствовал приглашению в фильм «Мужики!..» В кинокартине герой интервью сыграл Льва Шамрая, друга главного героя.
Был и фильм «Время желаний» (0+). Актерский состав звездный: Вера Алентова, Анатолий Папанов. Правда, съемочных дней у Алексея Михайлова в нем было два.
— Здесь что, два дня всего? — недоумевал наш собеседник.
— Погодите, это Райзман, — отвечали ему.
— И что? Я же ничего не заработаю!
— Нет, ну поймите, это Райзман! Райзман — это ваша визитная карточка. Он плохих артистов не снимает, — заверили Алексея Викторовича.
У Михайлова 79 киноработ. Правда, фильмы со своим участием он не смотрит. Не подходит даже к плейбэку (монитор для просмотра отснятого материала. — Прим. ред.). Говорит, если доверяет режиссеру, то получилось.
— Когда мне говорят: «А ты помнишь, что снялся там-то?» Я отвечаю, что нет. Забывается всё. Отыграл — и выбросил, как говорится, — признаётся Алексей Викторович.
Между театром и кино актер отдает предпочтение первому. Михайлов говорит, что на сцене можно каждый раз играть по-разному.
В кино плюнул в вечность один раз, и тут уже ничего не сделаешь.
Соглашается с коллегой и Валентина Ивановна. У нее тоже большой опыт работы на сцене и на съемочной площадке. В театре идет отклик публики и глубоко прорабатывается материал на репетициях. А вот в кино (Валентина Ивановна в основном снималась в телесериалах) удается проговорить текст «втихаря».
— В кино надо быть сразу готовым. Если успел что-то придумать, это хорошо, — добавляет Алексей Викторович.
Сейчас Валентина Ивановна и Алексей Викторович нигде не снимаются. Актриса отказывается от предложений из-за проблем со зрением (она инвалид по зрению). К тому же жильцы Дома ветеранов сцены сетуют на качество современного кинематографа. О прошедших временах они говорят с ностальгией. Они были по-другому воспитаны.
Человек человеку друг, товарищ и брат. Дальше мы шутили, что человек человеку вдруг товарищ и брат.
У Алексея Викторовича две дочери. Старшая — музыкант и уже много лет с семьей живет в Барселоне. Ее сыну (внуку Алексея Викторовича) 28 лет, и он программист. Младшая дочь живет в России, недавно вышла замуж и ждет ребенка. Иногда родственники приезжают навестить отца и дедушку в Дом ветеранов сцены, но получается это нечасто.
Валентина Ивановна потеряла единственного сына 10 лет назад. Он был музыкантом. Супруг актрисы ушел из жизни еще раньше. Из самых близких у Карповой остался только внук.
Оглядываясь на жизнь, ни один из героев интервью не жалеет о своем профессиональном выборе. Диагноз под названием «артист» действительно неизлечим.
— Если бы началась моя жизнь сначала, я бы обязательно выбрала театр. Только, может быть, в некоторых жизненных ситуациях я по-другому бы поступила. Со знанием опыта, который у меня уже есть, — говорит Валентина Ивановна.
— Я не предполагал, что придется отказаться от актерского мастерства, — признаётся Алексей Викторович. — Я думал, мол, ну да, 70 лет, но ведь ощущаю я себя еще молодым. Думал, что еще поиграю, а жизнь сказала: «Нет». И ты должен с этим согласиться, примириться с таким образом жизни. Всё быстро меняется, к сожалению.
В один из московских досуговых центров на танцы ходит 95-летняя Ишпуля Кавкуловна Жамбулатова. Корреспондент MSK1.RU поговорила с долгожительницей о жизни, танцах и секретах ее душевной молодости. Бабушка занимается латиной и дает фору всем молодым.
Мы также рассказывали о жительнице геронтологического центра «Люблино» Вере Тепловой. Она живой пример того, что никогда не поздно начать заниматься новым делом. Талантливая пенсионерка выпустила свой первый сборник рассказов и стихотворений в 97 лет.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.