Уже вторую неделю москвичи жалуются на работу скорой помощи. По их словам, врачи приезжают на вызов с опозданием на несколько часов либо не приезжают вовсе. А недавно у инфекционных больниц № 1 и 2 выстроилась очередь из 30 машин скорой помощи.
Последние годы эксперты в области здравоохранения всё чаще говорят о катастрофической нехватке врачей первичного звена. Дефицит коснулся и фельдшеров, работающих на станциях скорой помощи. Это одна из причин сложившейся ситуации, но есть и другие.
MSK1.RU поговорил с экспертами о том, почему возник дефицит кадров и откуда берутся очереди из скорых у больниц.
10–15 вызовов без остановки
Загруженность скорой помощи уже давным-давно запредельная, признает бывший фельдшер и председатель независимого профсоюза «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков. Принимать еще больше вызовов врачи не могут из-за переработок и усталости.
— Люди работают по графику: в 09:00 сел в машину, может быть, до 21:00, полчаса поел, потом опять сел в машину, и может быть, ночью еще поужинал. То есть люди не вылезают из машин вообще. Они катаются там по 10–15 вызовов без остановки, — рассказал Беляков.
По его данным, бригад скорой помощи в Москве гораздо меньше, чем заявляют власти: около 700 при нужной 1000. За последний год из этой сферы уволились около 30% водителей, вся нагрузка легла на оставшихся.
«Люди иногда после смены начинают выговаривать слово "суицид". Меня это уже настораживает»
Корень проблемы — в низких зарплатах и нехватке персонала в стационарах. По мнению Белякова, в приемном покое в больницах просто недостаточно сотрудников, чтобы принять такое количество машин. Отсюда и недавние очереди в ИКБ № 1. А пока 30 машин попали в зону ожидания, за них работали оставшиеся бригады.
Бывший фельдшер вспоминает, что подобные очереди возникали и раньше, но не в таких количествах и не так часто (в прошлый раз очередь из машин у ИКБ № 1 выстроилась в ноябре, тогда у всех прибывших пациентов врачи подозревали пневмонию и коронавирус). Сейчас ситуацию осложняют дополнительные факторы: это увеличение количества больных ОРВИ и невозможность получить качественную медицинскую помощь в поликлиниках.
По подсчетам сопредседателя профсоюза медработников «Действие» Андрея Коновала, средняя зарплата водителя машины скорой помощи — 43–50 тысяч рублей. В эту сумму уже входит доплата за несвойственные функции, например, переноску пациентов.
«У меня друг детства — водитель на скорой. Он там мизер получает, дай бог 35–45 тысяч, не больше»
— Само руководство предприятия говорит, что зарплата — около 65 тысяч до вычета НДФЛ. Что для Москвы, конечно, сумма совершенно невозможная. Но это еще с переработками, — рассказал Коновал.
Эпидемии нет, но врачи не успевают
При этом ситуация с заболеваемостью вполне обычная. Эксперт в области здравоохранения Николай Прохоренко отметил, что примерно в это время в России каждый год начинается эпидемия ОРВИ. Некоторые случаи сопровождались развитием пневмонии, когда требуется госпитализация.
— Просто раньше люди лечились в поликлинике. А теперь они боятся ковида, поэтому вызывают скорую помощь. А некоторые лечатся самостоятельно и потом им приходится вызывать скорую, — считает Беляков.
По мнению экспертов, ситуация с очередями у инфекционной больницы некритична, поскольку в машинах вряд ли находились пациенты с инфарктами или инсультами. Госпитализация людей с пневмонией не измеряется минутами, потому что патологический процесс развивается постепенно.
— Это может быть связано с логистическими позициями, с тем, что приемный покой не успевает перерабатывать такое количество обращений. Скорая же не может просто привезти и бросить, она должна сдать пациента. То есть каждая бригада вынуждена дожидаться, когда их пациента примут, — объяснил Коновал.
Прохоренко подчеркнул, что в момент эпидемии заполнение больниц увеличивается, но, как правило, организаторы здравоохранения это знают. Пока никто не говорит об открытии дополнительных площадей.
Скорая приедет за 15 минут?
По официальной статистике бригада скорой помощи доезжает до больного за 15 минут. Однако, как говорит Беляков, этот показатель не учитывает всё время, которое пациент ждет с момента звонка до приезда врачей.
— Рядом есть еще один столбик, который показывает, сколько больной ждет с момента звонка и до момента приезда к нему бригады. И это составляет больше часа, — уточнил председатель независимого профсоюза «Фельдшер.ру». То есть ребята за 15 минут приедут, а вот то, что вызов еще час висит и его некому передать, почему-то скромно умалчивается.
Водители скорой помощи работают на автокомбинат «Мосавтосантранс», у которого заключен контракт со станцией скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова. В профсоюз медработников «Действие» уже не первый год поступают жалобы на то, что десятки машин могут стоять «на приколе» (то есть не эксплуатируются. — Прим. ред.) из-за отсутствия водителей, а бригады срочно перебрасывают из одной подстанции на другую.
По словам Белякова, руководство скорой помощи отсылает недовольных работников в автокомбинат, а те обратно.
«Руководству всё по барабану. У них главное — сделать хорошую статистику и показать ее вышестоящим начальникам»
Кроме того, скорую помощь финансирует не государство, а страховая компания. Беляков говорит, что пока скорая будет «страховой услугой», ничего не изменится.
— Чем больше вызовов, тем лучше можно склепать статистику. И тем больше заработает на нашем поте страховая компания. Ей выгодно, чтобы люди валились с ног, но делали 20–25 вызовов. А медиков можно оштрафовать. Они там в карточку неправильно запишут что-нибудь от усталости, и худо-бедно прибыль, — объяснил он.
Фельдшер уточнил, что завал на скорой помощи возник еще до ковида — пандемия сыграла только как «проявитель».
— Нехватка поликлинических врачей, нехватка скорой помощи, нехватка персонала в больницах. Вот всё вместе складывайте, и мы получаем очереди в больнице, чтобы сдать больного, — заключил эксперт.
Корреспондент MSK1.RU направила запрос в пресс-службу столичного депздрава и автокомбината «Мосавтосантранс», чтобы узнать, насколько велика нехватка врачей скорой помощи в городе и какие меры предпринимают власти, чтобы исправить ситуацию. Как только нам придет ответ, мы опубликуем его на сайте.
UPD: В депздраве Москвы нам ответили, что штат станции скорой и неотложной медицинской помощи и автокомбината «Мосавтосантранс» укомплектован необходимым количеством врачей, фельдшеров и водителей.
— Ежедневно на линии работает порядка 1000 бригад скорой и неотложной медицинской помощи. Информация об увольнениях 30% водителей не соответствует действительности. Показатели приема на работу и увольнения, в том числе с выходом на пенсию, по медицинским показаниями и пр., ежегодно находится на одном и том же уровне, позволяющем ежедневно обеспечивать в полном объеме выезд автомобилей скорой медицинской помощи, — уточнили в ведомстве.
Ранее MSK1.RU показывал, что происходит у инфекционной больницы в Москве, где выстроилась очередь из скорых, на следующий день. Мы поговорили с сотрудницами медучреждения и узнали, почему пациентов так долго не могли принять врачи.
Недавно москвичи массово жаловались на простуду, которую перенесли сложнее, чем обычное ОРВИ. Среди симптомов они отмечали кашель с кровью, тяжесть в грудной клетке, температуру 38–39. Мы рассказали, чем опасен коклюш и как отличить его от других заболеваний.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».