Военная история Сергея Балятина началась в августе 2022 года. До этого он работал продюсером на автомобильном радиоканале, но тут всё пошло не по планам: 44-летний мужчина попал под сокращение, начался трудный финансовый период без работы. На «помощь» пришел его друг и предложил отправиться служить по контракту — тогда эта идея казалась будущему солдату спасением.
Но риски просчитать не удалось: уже на фронте о себе напомнили старые болячки. Теперь Сергей оказался заперт в ловушке бюрократической машины, которая, несмотря на пережитую десяток лет назад онкологию, не может комиссовать бойца и оставить его дома под наблюдением врачей. Своей историей он поделился с MSK1.RU.
Категория А с одной почкой
С близкими Сергей своими планами подписать контракт и отправиться в зону СВО не делился. Потом, конечно, правда всплыла — скрывать ворох навалившихся проблем уже было невозможно.
Перед тем как подписать контракт, нужно было пройти медкомиссию. Еще с 2012 года у Сергея осталась только одна почка — ему провели резекцию правой почки в результате лечения рака.
После операции по удалению больной почки Сергея выписали под наблюдение онколога по месту жительства. После этого у мужчины диагностировали мочекаменную болезнь, хронический пиелонефрит и хронический простатит, а также гипертоническую болезнь, камень предстательной железы и астигматизм. Вдобавок в 2019 году он пережил инсульт.
Медкомиссию он прошел не в «своем» военкомате — сам он проживает в городе Пушкино Московской области, а комиссию проходил от Преображенского военкомата в Москве. Когда-то это было невозможно: тебя был обязан принять только комиссариат по месту жительства. Сейчас такого правила уже нет, и любой военкомат открыт для всех.
По словам Сергея, обследование носило чисто номинальный характер.
«На медкомиссии только уши посмотрели»
В результате проверки здоровья комиссариат присвоил Сергею категорию А — годен к военной службе, несмотря на перенесенную онкологию, удаленную почку и множество других болезней в анамнезе.
По результатам халатного обследования с Сергеем заключили контракт на полгода. Он пробыл в зоне боевых действий до конца зимы, и там его состояние значительно ухудшилось.
— Контракт должен был закончиться в феврале 2023 года, но его «продлили» до окончания СВО, — рассказал MSK1.RU Балятин. — Это случилось не только со мной, но и с другими. И даже без согласия ребят: никаких бумаг они не подписывали, но из зоны проведения военных действий они уехать не могли.
Здоровье к зиме ухудшилось
С наступлением холодов заболевания мочеполовой системы обострились — сказалась тяжелая жизнь на фронте. В январе Сергея перенаправляли из одного госпиталя в другой: в Кременной, оттуда — в Северо-Донецкий, потом в Новопавловский, далее — в госпиталь населенного пункта Волуйки и в госпиталь Белгорода. Стало ясно, что категории А состояние Сергея не соответствует, и был назначен пересмотр военно-врачебной комиссии. К концу января 2023 года его всё же отправили в Московскую область и положили на обследование в госпиталь имени Вишневского в Красногорске. Видеться с родными там было запрещено.
В госпитале Сергею удалось добиться пересмотра категории годности: ему поставили В — ограниченно годен. Причем в своем заключении военно-врачебной комиссии назвали рак с удалением почки «общим» заболеванием «без нарушения функции почек». У Сергея возник вопрос: как может функционировать орган, которого нет?
— Я стал изучать вопрос различия категорий годности и обратился к независимой экспертизе. «Межрегиональный центр экспертизы и оценки», который провел свое исследование моих медицинских документов и нормативных актов правительства России по постановке категорий годности. Там пришли к выводу, что мне должны были присвоить категорию Д — «не годен к военной службе». Мой хронический пиелонефрит при отсутствии должного наблюдения может обостриться и привести к серьезным последствиям вплоть до летального исхода. А какое динамическое наблюдение может быть на фронте?
«Еще в госпитале Вишневского у меня нашли две кисты во второй, не удаленной почке. А именно так у меня начиналась онкология уже удаленного органа»
Это заключение близкие Сергея направили в главный офис госпиталя имени Вишневского, где на тот момент он находился. Однако категорию Д ему по каким-то причинам так и не поставили: сказали, как передал Сергей, что «ничего менять не будут». В своем письменном ответе Балятину объяснили свое решение тем, что так как он уже служит по контракту, то «проходит» по III графе Расписания болезней, а не по II.
Специалисты красногорского госпиталя также сообщили Балятину, что в функции военно-врачебной комиссии не входит прогнозирование течения различных заболеваний, в том числе в случае их возможного обострения. То есть, говоря простыми словами, пока Сергей не служил по контракту, а только собирался его заключить, ему должны были присвоить категорию Д. Но, так как этого не сделали и он отправился на фронт, теперь он может остаться с категорией В. И возможное ухудшение здоровья находится «вне их полномочий»: вот когда разовьется рак, тогда и приходите, мол.
После выписки приехать в часть
После выписки из госпиталя имени Вишневского Сергею сказали явиться в свою часть в Ростовскую область в течение трех дней.
— Даже отпуск не дали, — посетовал Сергей.
Документы о присуждении категории В сотрудники «Вишневского» отправили почтой в Москву, на главную медицинскую комиссию. Военные юристы, к которым обратился Сергей за помощью, посоветовали написать рапорт об отказе возвращаться на службу, но сделать это из военкомата, откуда он уходил на фронт. Он так и поступил.
Ответ от военно-врачебной комиссии пришел в госпиталь имени Вишневского только через полгода, потому что всё нужно было делать через обычную почту, не электронную. Из «Вишневского» отправить в военкомат. Сначала он отправил его в Преображенский военкомат — ведь оттуда его отправили в зону СВО.
«Там мне сказали, что это не к ним, и отправили мои документы назад ко мне — пришли они только к декабрю»
За то время, пока документы блуждали из рук в руки, Сергея догнали психологические проблемы: по ночам он не спит, а когда ему всё же удается заснуть, его мучают кошмары. Мужчина проконсультировался с психологом, и специалист предположил, что у Балятина посттравматическое стрессовое расстройство, которое часто просыпается «на гражданке» у служивших.
Сергей, попавший в лопасти бюрократической машины, пытается уволиться по состоянию здоровья. В настоящее время он занят своим ухудшившимся состоянием, но его не хотят комиссовать и всё еще ждут в части, а его родственникам звонят дознаватели. Заявки на прохождение повторного медицинского освидетельствования с целью пересмотра категории здоровья Главный центр военно-врачебной экспертизы отклоняет.
Редакция MSK1.RU отправила официальный запрос в Военный комиссариат города Москвы, так как первую комиссию Сергей проходил в столице, а также в госпиталь имени Вишневского и в Минобороны РФ, чтобы выяснить, как человек с подобным состоянием здоровья мог оказаться в зоне проведения военных действий. Когда мы получим ответы, материал будет дополнен.
Ранее мы рассказывали историю мобилизованного санитара с тяжелыми травмами, которого тоже никак не могли комиссовать.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».