В начале 2024-го в России резко выросли продажи антидепрессантов. Аналитическая компания DSM Group сообщала: за первые 11 недель года россияне приобрели 3,6 миллиона упаковок препаратов этой группы — почти на миллион больше, чем за тот же период 2023-го. Специалисты отмечали, что из-за роста потребности в антидепрессантах всё более острой становится проблема доступности таких лекарств на российском рынке.
MSK1.RU поговорил с психиатрами и выяснил: из аптек страны пропало множество медикаментов, которые нужны людям с ментальными расстройствами.
— Тема крайне важная, — прокомментировала доступность «психических» препаратов директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Потому что всё, что касается ментального и когнитивного здоровья, — проблема, которая выходит на первый план.
— Я не погружался в эти группы [препаратов] глубоко. Но по информации, которой я располагаю, никаких проблем нет. Достаточный ассортимент, достаточные объемы и поставок, и производства на территории России. Так что какой-то проблематики здесь я не видел, — добавил директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Несмотря на это, психиатры отмечают: дефицит определенных лекарств есть.
— Вот сегодня хотел выписать моклобемид, а его нет, — поделился врач-психиатр и автор блога «Психиатр Онлайн» Дмитрий Заносов.
Как объяснил Заносов, моклобемид — необратимый ингибитор МАО (фермент моноаминоксидаза. — Прим. ред.), антидепрессант, который применяют при социальном фобическом, а также депрессивном расстройствах. По словам эксперта, есть сведения, что это лекарство эффективнее при атипичной депрессии — форме расстройства, для которой характерно сочетание типичных симптомов со специфическими.
— Он не дает седативного эффекта и не оказывает негативного влияния на сердце, не вызывает набора веса, — описал Заносов. — Аналогов моклобемида в стране нет. Есть советский пирлиндол, но он плохо исследован. Да и судя по отзывам, эффективность его так себе.
Врач-психиатр Артём Гилёв также отметил, что пропало очень много медикаментов.
— Из дешевых — то, что массово используют в больницах: пролонги галоперидола и клопиксола (нейролептики. — Прим. ред.) для инъекций длительного действия. Пропал «Акинетон» — корректор экстрапирамидных (двигательных. — Прим. ред.) побочек антидепрессантов. Именно «Акинетон» хорошего немецкого производства. Также пропал антидепрессант «Иксел», — перечислил Гилёв.
Отсутствие «Иксела» — уже два года — отмечает и врач-психиатр Денис Рассоха. По его словам, последние три месяца нет и нейролептика «Флюанксола». Кроме того, были проблемы с поставками антидепрессанта «Прозака», но сейчас ситуация улучшилась.
Все разговоры о полноценной замене медикаментов для людей с ментальными расстройствами — лукавство, пояснил Артём Гилёв.
Бионический протез тоже можно заменить палкой и сказать, что это нормально. Здесь примерно то же самое.
— Больные страдают: да, замены возможны, но через ухудшение состояния и качества жизни. При этом я не госпитализирую пациентов, если они не убивают себя или окружающих. Это (госпитализация без крайней необходимости. — Прим. ред.) совдеповская привычка. Койка в день стоит очень дорого, никого не держат как раньше — госпитализация должна быть обоснована.
Ранее мы рассказывали, какие еще важные лекарства исчезают из российских аптек.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».