Брат и сестра десяти и девяти лет пропали в поселке под Нижним Новгородом вечером 15 апреля. На поиски детей срочно собрались добровольцы поисково-спасательного центра «Рысь» и кинологи. Для них самих неожиданностью стало то, каким нелегким в эмоциональном плане будет этот выезд. Публикуем историю, рассказанную корреспонденту NN.RU участниками поисков.
«Таких напуганных глаз я не видела никогда»
— Я с 2018 года занимаюсь поиском пропавших людей и думала, что видела всё, задеть за живое меня уже нечем, оказалось — нет, — так начинает свой рассказ о поисковой операции доброволец ПСЦ «Рысь» Марина Мокеева.
Почти в полночь 15 апреля в рабочий чат «Рыси» пришло сообщение о срочном сборе на поиск. В Красных Баках, поселке под Нижним Новгородом, пропали дети. Двое. Весь вечер малышей искали местные жители и сотрудники силовых структур. К сожалению, безуспешно. Ближе к ночи подключили дополнительные силы — добровольцев «Рыси» и кинологов. Началась масштабная поисковая операция.
— Ночью на ушах уже был весь поселок. Осматривали всё: заброшенные дома, открытые подвалы, берег реки, лесополосу. Следовые собаки брали след, но через некоторое расстояние его теряли… Для поиска с собаками было упущено время, да и большое количество людей успели всё затоптать, — говорит Марина.
Добровольцы обратились к сотрудникам местной администрации, чтобы посмотреть камеры видеонаблюдения, установленные по населенному пункту.
— Именно это и помогло сузить район поиска. На карте образовался треугольник, в котором, предположительно, могут находиться дети. Около четырех часов утра именно в этот сектор были направлены группы, которые заходили с разных сторон, — передает Мокеева.
Девушка шла в команде с двумя другими добровольцами — Алексеем и Аланом. Отрабатывали всё: заброшенные постройки, поросли. Осматривая очередной сарай, Марина стала обходить его по периметру и нашла что-то странное в кустах рядом с постройкой. На земле лежало одеяло. Марина вспоминает, что, увидев его, замерла на месте от волнения.
— Видно, под ним что-то есть, но без признаков жизни. В голове нарисовалась ужасная картина: «Мы не успели, они замерзли...» Даже представить страшно! Дрожащим голосом я позвала Алексея. Он подошел, вроде бы есть движение, дышат. И тут они зашевелились! Мы открыли одеяльце, а там наши потеряшки! Грязные, замерзшие, но живые! Таких напуганных глаз я не видела никогда, они как два птенчика дрожали и прижимались друг к другу, — вспоминает доброволец.
Поисковики подняли ребятишек и передали в руки сотрудников полиции, которые согрели их и напоили горячим чаем.
Взяли одеяла и бежали из дома в сараи
О событиях той ночи корреспонденту NN.RU рассказала кинолог ИК-17 Мария Ведерникова. В тот вечер она направлялась в Нижний Новгород, когда ей поступили звонки от жителей района о том, что пропали дети. Мария срочно поменяла направление, связалась с «Рысью» и поехала в поселок. Она приехала к месту жительства детей уже около полуночи вместе с псами — Грызликом и Кусей.
— Искали от дома. Собака показывает наличие запаха, выводит на дорогу. След обрывается. Восстановить не удается. Времени прошло много. Да и людей прошла куча. Время тут очень важную роль играет. Говорят, что дети могли уйти в садик, где работает их родственник. Приезжаем туда, прыгаем через забор, обыскиваем территорию. Чисто. Едем к зданию суда. Там детей видели около 18:00. Центр города. Всё в асфальте. Понимаю, что след взять отсюда не удастся, — вспоминает Мария.
Потом она с группой людей просто отправилась «закрывать квадраты» — обыскивать участки территорий:
— Все нервничают. Так холодно было. Идешь, и под ногами всё хрустит. Понимаем, что чем дольше ищем, тем больше риск найти слишком поздно. Заброшка, еще одна, недострой, кладбище, больница, пойма реки и выход на заливные, развалины завода... Чисто. Иногда собаки показывают остатки запаха, но начать по нему работать не удается. Да, они тут были, но давно.
Рядом со школой ближе к пяти утра другая группа нашла детей.
— Сараи там в поселке стоят рядами. Кто-то в них хранит всякую мелочовку, кто-то держит там кур и кроликов. Они убежали из дома. Набрали с собой каких-то одеялок и заныкались в этом массиве, в кустах. В сарай, видимо, влезть не смогли. Может быть, побоялись, — говорит Мария.
Передали в больницу
По словам добровольцев, детей 10 и 9 лет сначала передали полицейским, потом направили в больницу для осмотра. Позднее их разместили в социально-реабилитационном центре.
Источник, приближенный к поискам, анонимно рассказал корреспонденту NN.RU, что причиной побега детей из дома могла стать неблагополучная ситуация в их семье.
Происшествие прокомментировал и один из добровольцев Александр Запевалов, принимавший участие в поисках.
— В интересах детей я не могу рассказать всех подробностей. Но то, что я от них услышал, повергло меня в шок, — отметил мужчина.
Корреспондент NN.RU направил запрос в Министерство социальной политики Нижегородской области, чтобы выяснить, что сейчас с детьми и будут ли проведены проверки в отношении их родителей. В ведомстве ответили:
— Дети в возрасте 9 и 10 лет после обнаружения были доставлены в Краснобаковскую центральную районную больницу. Там их осмотрели врачи-педиатры, были проведены необходимые лабораторные исследования. Патологий в их состоянии выявлено не было. В связи со случившимся происшествием после медицинского осмотра дети направлены в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Варнавинского района.
Напомним, ранее NN.RU писал об исчезновении нижегородца в горах Абхазии. Он отстал от группы во время восхождения на вершину. Спустя несколько дней мужчина был найден погибшим в устье реки.