Скрип стекол под ногами, разлетевшиеся по всему двору чудовищной взрывной волной обломки бетона и разбросанные вокруг мягкие игрушки. Люди с потерянными лицами, стоящие во дворе разрушенного дома. Это я два дня наблюдал на улице Октябрьской, 10 в Балашихе.
Обычным рабочим утром в среду, 20 сентября, произошел взрыв бытового газа такой силы, что пять этажей панельного девятиэтажного дома в одну секунду превратились в строительный мусор.
Это сейчас уже известно точное количество погибших и пострадавших. Скончались 7 человек, из них двое — спасатели МЧС. А в тот день была надежда на главное. Что маленькую пятилетнюю Соню и ее маму Марию Лопатину еще можно спасти, тем более что под завалами был слышен человеческий голос. Их крики.
Хрупкая надежда рухнула вместе с многотонной панельной плитой перекрытия, нависавшей над работающими спасателями. Стена с дверным проемом и межкомнатной дверью будто притаилась, пока сотрудники МЧС пытались найти Соню с мамой. Поисковики оживленно переговаривались. Работали натренированные на живых людей собаки.
— Давайте все вместе сейчас помолчим, чтобы мы смогли услышать голос! — попросил один из спасателей.
На время все, кто был внизу и вверху, утихли. И вроде бы стало понятно, откуда в груде камней раздавался голос еще живых мамы с дочкой. Спасатели с кусачками в руках приготовились пробираться через арматуру.
Прибыл подъемный кран с тросом, им обвязали более-менее целые плиты. И только спасатель поднял руку вверх, подав знак крановщику, чтобы тот поднимал, как где-то наверху, откуда нависала плита, что-то громко хрустнуло. Все посмотрели вверх.
Тревожная пауза! Еще один хруст, и вмиг бетонная конструкция гильотиной рухнула вниз. Плита разлетелась на мелкие куски. Четверо спасателей успели отпрыгнуть, увернуться или укрыться в проеме. Сначала возникла небольшая пауза, затем один из поисковиков начал кричать:
— Скорую! Скорую! Скорую сюда! Бегом!.. Реанимацию!
Убийца-плита, которая еще недавно служила кому-то стеной и входом на кухню, насмерть придавила двух спасателей и покалечила троих.
Внизу затрубили машины и появились врачи из медицины катастроф. Они приготовили носилки.
Работы тут же остановили. Начались долгие часы ожидания. Голосов матери и дочки из-под завалов больше не было слышно. Все, кто находился за сигнальной лентой, рядом с обвалом — а это МЧС, следователи, полиция, — решали, что делать дальше.
И позже уже с помощью троса и грузовика спасатели начали под контролем обваливать наиболее опасные для потенциального обрушения куски дома.
Тем временем в подъезде начался пожар. Густой дым валил до глубокой ночи. Параллельно экскаватором разбирали обломки, пытаясь найти меж груды строительного мусора тела погибших.
Что происходило дальше, известно. Марию и Соню Лопатиных не вернуть. Их бабушка, живущая в доме напротив, очень больно кричала на следующее утро у стихийного мемориала возле дома:
— Маша, Соня, немедленно идите домой! Идите домой!
От ее слов стало невыносимо горько всем в округе, кто тоже приносил цветы к импровизированному мемориалу у разрушенного дома.
Я работал на месте происшествия в Балашихе два дня. От увиденного до сих пор не по себе. От того, что важный с самого детства символ и место — дом как основа жизни может в одну секунду рухнуть и даже убить. До слёз жаль тех, кого уже не вернуть! Кто теперь за всё это ответит...
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».