2024 год в Подмосковье начался с коммунального апокалипсиса: тысячи людей остались без отопления в жуткие морозы. Люди задаются вопросами: почему трубы ремонтируют только при авариях, за что мы платим деньги и почему дети вынуждены мерзнуть в школах?
В Электростали весь восток города с начала отопительного сезона замерзает в своих квартирах без отопления. На днях там произошла трагедия: двое пожилых людей погибли после того, как пытались обогреться от газовой конфорки.
Корреспондент MSK1.RU приехала в Электросталь, чтобы посмотреть, что там творится и как люди выживают без отопления.
«Моя работа — следить за газом»
Валерий Назаров — инвалид и пенсионер. Он живет на Юбилейной улице. Его квартира находится на первом этаже. Когда мы заглянули к нему домой, термометр в маленькой комнате показывал около 11 градусов. Поэтому почти всё время мужчина проводит на кухне.
— Я чаще всего сижу здесь, на кухне, — говорит мужчина. — Мне проще здесь находиться, надо же за газом следить. Я не работаю. Моя новая работа — следить за газом.
Дом, в котором живет Валерий, необычной формы — у него есть выступы и другие архитектурные особенности, которые делают проблему еще острее.
— Тот выступ в доме утеплили в один слой. Результат нулевой. Вроде обещали по весне еще в один слой утеплить, будем ждать, — объясняет пенсионер.
«Дети у нас не только мерзнут, но еще и желтеют»
На выходе из подъезда, где живет Валерий Назаров, нашего корреспондента встречает толпа людей. Оказывается, инициативная жительница восточной части Электростали Александра написала о нашем визите в местный чат.
— Репортажи о нас выходят только на нашем городском канале. Корреспонденты приезжают, снимают красивую картинку с главой города в красивом костюмчике и выпускают материал: «Электросталь впереди планеты всей!» — объясняет местная жительница. — На днях до вашего приезда у нас было еще одно московское СМИ, так им всё порезали — ничего не вышло.
— Не просто порезали, — врывается в разговор мужчина. — Их попросили удалить.
Ответ на вопрос, кто попросил, не заставляет себя ждать: на место встречи приезжает машина полиции.
— Приехали следить за порядком. Беспорядки их не интересуют, — шутит местный житель.
— С октября месяца отопление в должном состоянии не подается. Температура теплоносителя — 40–50 градусов максимум, в квартирах от 8 до 16 градусов тепла, — рассказывает, не обращая внимания на полицию, Сергей Николаевич, житель дома на Юбилейной. — Перепад — менее одной атмосферы. Такое бывает при запуске отопления. Сейчас по нормам должно быть четыре атмосферы. Мы все замерзаем, дети мерзнут, записывали обращение Путину — результатов это не дало. Климовск показывают, а про нас на телевидении ни слова. Хотя нет, есть одно слово: в перечислении городов «с проблемным ЖКХ» бегущей строкой, мы обычно сразу после Химок идем.
Перерасчет ЖКХ до смешного маленький: по словам собравшихся жителей, вот уже третий месяц им сокращают расходы на оплату горячего водоснабжения на 200–300 рублей.
— А что такое 200 рублей, если у меня в этом месяце счет за электроэнергию пришел на 3000 тысячи? У меня двое маленьких детей, мне надо их как-то обогревать. Страшно смотреть, какая платежка придет в феврале за январь.
Отоплением проблемы не заканчиваются — с горячей водой тоже есть проблема.
— «Горячая» вода у нас — 30–40 градусов. Еще и желтая. Как мне детям готовить? Как мне их мыть? Дети у нас не только мерзнут, но еще и желтеют. А когда они мерзнут, они заболевают.
«Из аптеки чеки баснословные, потому что постоянно детей лечим. То один заболеет, то другой. Затраты на лекарства мне кто компенсирует?»
Понятие «домашняя одежда» для жителей Электростали теперь имеет другое значение — дети и их родители не вылезают из курток. В верхней одежде дети спят, ходят в садики и школы и сидят там весь день.
Еще одна мать с Юбилейной улицы написала нашему корреспонденту вечером: она сообщила, что не смогла подойти, когда ее на встречу с нами позвали соседи.
— Очень хотелось присутствовать, но сегодня я в Москве. В связи с холодами у ребенка-инвалида, моей дочери, воспалились десны. Мы уехали удалять зубы в столицу — в Электростали нас никто не берёт. А в декабре перенесли тяжелый бронхит.
Кстати, восточная часть Электростали замерзает не первый год. Жители подают бесконечные жалобы и заявления, но никакие проверки и отписки к результатам не приводят.
Нежилой дом, в котором живут люди
Проблемы в Электростали не только в домах, но и на улице. У дома № 14 на улице Спортивной некому убирать снег.
— Пока сам не начнешь чистить, никто убирать его не приедет, — рассказывает житель дома. — Всё приходится делать самостоятельно.
Этот дом — общежитие квартирного типа. Мы заглянули в гости к Ольге, которая живет на верхних этажах — первые пять пустуют, они нежилые. В общей комнате сделан ремонт: его делал своими руками муж девушки. В комнате стоят три обогревателя. Из нее выходят несколько дверей — это личные комнаты разных людей. Они стараются проводить время в общей — в ней теплее всего: целых 16 градусов.
Выбор между запахом отходов и обморожением
В дом на Карла Маркса нас провела Полина. В соседнем подъезде ее дома на днях погибла пара пожилых людей.
Девушка рассказала, что газовщики приходили с проверками только в один подъезд — до них службы не дошли. Газом Полина старается не обогреваться. Более того, ее соседям из другого подъезда посоветовали «готовить с открытыми окнами».
Во втором подъезде дома люди страдают от запаха испражнений. Запах особенно донимает жителей первого этажа. Полина с тремя детьми живет как раз над разваливающейся канализацией.
Полина рассказала, что у них в квартире люк — заварить они его не имеют права, так как это является доступом к канализации. Из люка, как его ни закрывай, исходит пар с едким запахом.
— Завтракаешь с утра, кто-то спускает воду в туалете — сначала я слышу воду, потом чувствую запах. Приятного мне аппетита. Пахнет в квартире постоянно. Без проветривания жить невозможно, а как проветривать, если отопления нет? — рассказывает Полина.
В общем, людям приходится выбирать между тем, от чего спасаться: от ужасного запаха или от мороза. В почти тридцатиградусные морозы Полине приходилось проветривать квартиру, в которой живут трое детей.
Полина знакомит нас со своей соседкой из того самого подъезда, где умерли люди. У нее тоже трое детей, и она тоже живет на первом этаже.
— Умершие — пожилая пара. Как нам известно, они заснули и не проснулись, просто угорели во сне. Я их видела, но мы не общались, я знаю их дочку, она разводит кошек. Они тоже тогда погибли. Шесть кошек, кажется. Тоже не проснулись.
Женщина спрашивала у газовщиков: если была утечка, а мог бы быть взрыв?
— Мне сказали: «Мог, легко», — рассказывает жительница дома. — И как после такого спокойно спать?
Читайте также
«Почему довели людей, что они газом обогреваются?»: история пенсионерки из Подмосковья, которая осталась без отопления;
«Дети мерзнут, в классе сидят, и их трясет». Жители Подмосковья — о коммунальном коллапсе и бездействии властей;
мерзнет вся Московская область, а спасают только Подольск. Где нет отопления: карта.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».