Трагедия в «Крокус Сити Холле» потрясла не только Россию, но и весь мир. Обвиняемый в совершении теракта Шамсутдин Фариддуни на допросе рассказал о некоем «проповеднике», чьи «проповеди» он слушал в Telegram-канале. Там, по словам обвиняемого, его и завербовали для совершения нападения на концертный зал.
Редакция MSK1.RU решила разобраться, как люди становятся террористами и какие факторы способствуют успеху вербовщиков.
Как вербуют в террористы
По словам религиоведа и исламоведа Романа Силантьева, вербовка бывает нескольких типов. Во-первых, это вербовка по площадям — она безадресная, удаленная, рассчитанная на то, что кто-то вдруг отзовется и заинтересуется предложением. Чаще всего сообщение с предложением вступить в террористическую организацию получают пользователи Telegram, подписанные на каналы «деструктивного характера», где пишут о боевиках, маньяках, террористах в положительном ключе, выкладывают жестокие видео без осуждения происходящего.
— Таким образом, «веерным», были, например, завербованы некоторые россияне, которые устраивали подрывы грузовых составов, идущих в зону СВО, — уточнил Роман Силантьев. — Кажется, будто так, «на дурачка», завербовать никого нельзя, однако «дурачков» хватает.
Логика такая: если человек интересуется подобным контентом, он психологически более предрасположен к совершению подобного, чем человек, которого такое отвращает, считает Роман Силантьев.
Такая вербовка считается «идеальной»: связь у будущего боевика с заказчиками преступления минимальная.
— Когда таких террористов ловят, они никого сдать не могут, потому что у них нет никакой информации — ну какой-то аккаунт, как правило, анонимный, которым им написал. «Главарей» такие завербованные не знают, — подчеркивает востоковед Силантьев.
По сути, террористов, которые устроили теракт в «Крокусе», завербовали именно так, считают эксперты-востоковеды: они были подписчиками канала некого «проповедника», значит, были согласны с какими-то идеями, которые там выдвигались.
Вторым типом вербовки является групповая.
Например, какой-нибудь руководитель религиозного объединения оказывается террористом и начинает всю общину туда втягивать.
В этом типе вербовки, по мнению востоковеда, уже появляются минусы в сравнении с «веерной»: пойманные могут «выдать» вышестоящих, поэтому такой тип привлечения в террористическую организацию не очень популярен.
Следующим, самым редким в современном мире соцсетей и интернета типом вербовки является индивидуальная вербовка: через родных, друзей, сослуживцев.
— Это как втягивать человека в банду, обычно люди попадали туда через знакомых, — уточнил Роман Силантьев.
Прицельно привести человека в террористическую организацию несколько проще: при вербовке будут учитываться его личные качества, отсылка к знакомому лицу («раз твой друг с нами, ты тоже должен быть с нами» и так далее).
— Люди разные, и каждого человека вербуют с учетом национальных и идеологических особенностей, — добавил востоковед и эксперт в области политики Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Такая вербовка, отмечает религиовед Роман Силантьев, может вестись «в спортивных секциях, в учебных заведениях, на работе и просто во дворе».
— Ну и, конечно, если член семьи вступает в террористическую организацию или какую-нибудь секту, он тоже старается всех своих родных и близких туда вовлечь. Поэтому, в общем, вербовщики знают, где таких людей искать, — рассказал эксперт по Востоку Роман Силантьев.
Кого вербуют в террористы
Как считает эксперт по Востоку Роман Силантьев, завербовать можно кого угодно, но своя «целевая аудитория» всё же имеется.
— В первую очередь — это бойцы всяких смешанных единоборств, спортсмены. Поясню, почему это «идеальная» аудитория для вербовки: во-первых, они физически подготовлены, во-вторых, многие из них психологически устойчивы к насилию, потому что проявляют его в спортивном плане. Также часто вербуют отсидевших, борцов с системой, адреналиновых наркоманов, людей со слабым критическим мышлением, — поделился профессиональными наблюдениями Силантьев.
С тем, что завербовать можно кого угодно, вне зависимости от национальности, согласен и политолог, эксперт по Ближнему Востоку Дмитрий Бридже.
— Были такие случаи, когда в запрещенные организации вступали россияне, принявшие ислам. Но таких случаев сравнительно немного, основная цель экстремистских объединений в случае с атаками на Россию — завербовать выходцев из Центральной Азии, — рассказал Дмитрий Бридже.
Почему под воздействие вербовщиков попадают именно уроженцы Центральной Азии? Политолог Дмитрий Бридже считает, что главным фактором является чувство социальной незащищенности: оказываясь вдали от семьи, мигранты остаются без поддержки, и на этом фоне рождаются радикальные настроения. В момент, когда им требуется помощь, приходит вербовщик.
— Они (вербовщики. — Прим. ред.) играют на чувствах, говорят о решении всех проблем. Благодаря неравенству у вербовщиков появилась эта тропинка, по которой они и вербуют мигрантов в России, — пояснил Дмитрий Бридже.
Мнения экспертов о террористах в «Крокусе»
По мнению политолога и эксперта по Ближнему Востоку Дмитрия Бридже, боевиков завербовали на почве религиозных убеждений и обучали в Турции.
Я вижу в них профессиональных боевиков. Они действовали так, будто проходили обучение. Мне кажется, это обычные рядовые террористы-бойцы, они идейные.
Однако не все востоковеды-эксперты видят исламский след в действиях террористов в «Крокусе».
— Я вообще не понимаю их мотивации, она не кажется мне религиозной, — рассказал эксперт по Ближнему Востоку Максим Шевченко.
Они (обвиняемые в теракте в «Крокусе». — Прим. ред.) больше напоминают наркоманов, как по мне, а не исламистов.
Свое мнение Максим Шевченко объясняет так: у всякого религиозного фанатика остается какая-то идентификация:
— Обычно террористы не стреляют в «своих», а ведь среди погибших и пострадавших есть и мусульмане, они палили во все стороны, окружающие были просто мишенями, — пояснил востоковед Максим Шевченко. — Это не люди с какими-то взглядами, они просто были оружием. То, что они делали, нельзя совершить без химических средств.
Максим Шевченко также уточняет, что слово «проповедник», о котором упомянул Шамсутдин Фариддуни, — это нетипичное для таджика слово.
— Обычно в таджикском используется «устоз» или «устаз», «учитель» (прямой перевод с таджикского «устоз». — Прим. ред.) или же, на крайний случай, «дават» — «призыв» с арабского, часто использующееся слово в культуре ислама. Отчасти поэтому я считаю, что теракт имеет не исламское происхождение, хотя я, конечно, могу ошибаться.
Как не попасться на уловки вербовщиков
Если вам приходит «веерная» рассылка с предложением послушать «интересные» лекции, заработать легкие деньги, посмотреть жестокий контент, то такого пользователя лучше сразу заблокировать и обратиться в полицию с заявлением.
Стоит рассказать о таких способах вербовки своим близким, особенно подросткам и пожилым — они, к сожалению, часто ведутся на уловки неизвестных лиц, желающих через доверчивых пользователей интернета удовлетворить свои интересы.
Если же в деструктивную организацию попал ваш близкий, обратитесь за профессиональной помощью, например, в полицию — с вашей помощью может быть разоблачена преступная группировка.
Придерживаясь этих простых правил, вы обезопасите себя и своих близких.
Последние новости о теракте в «Крокусе» мы собрали здесь. Мы также продолжаем следить за последствиями в реальном времени.
* Признаны террористической организацией, деятельность запрещена на территории РФ.
Редакция MSK1.RU приносит соболезнования семьям погибших и пострадавших в теракте.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».