7 июня Замоскворецкий суд Москвы арестовал на полтора месяца 47-летнего француза, доктора наук Лорана Винатье, которого подозревают в сборе данных о военно-технической деятельности России. Судя по сообщениям официальных органов, суть дела в том, что Винатье не подал документы в Минюст о признании себя иноагентом.
Иностранца задержали вчера, 6 июня. Ему предъявили обвинение по статье ч. 3 ст. 330.1 УК РФ (Уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах). Максимальное наказание осужденным по этой статье — до пяти лет колонии.
По версии следствия, он собирал сведения о военной деятельности России, и эта информация могла использоваться против госбезопасности иностранными источниками — он работает консультантом в швейцарском «Центре гуманитарного диалога». Примечательно, что эта организация тоже не признана иноагентом.
Комментируя арест, центр заявил, что Винатье, как его сотрудник, занимается евразийскими вопросами после смены власти на Украине в феврале 2014 года. Дело прокомментировал и президент Франции Эммануэль Макрон: он заявил, что Винатье «ни в коем случае не работал на Францию».
Как арестовывали француза
В ходе заседания, как сообщил корреспондент MSK1.RU, было оглашено, что у Винатье нет постоянного дохода и места жительства в России. Также правоохранители предположили, что иностранец может оказать давление на людей, которые давали на него показания.
Кроме того, судья пояснила суть обвинения: хоть «Центра гуманитарного диалога» и нет в реестре иностранных агентов, но он «совершает деятельность по указанию других стран».
Защитник указал, что его доверитель 10 лет работает в России, женат, а один из его несовершеннолетних детей — инвалид. Сам же обвиняемый сказал, что может жить в квартире супруги, и давление оказывать ни на кого не собирается.
—У меня нет намерения воспрепятствовать процессу, — объяснил на суде Винатье. — Вчера на допросе я согласился не препятствовать следствию и идти до конца, пока дело не будет прекращено.
Свою речь француз окончил тем, что признал вину в совершении преступления. Адвокат обвиняемого назвал ходатайство (а обвинение потребовало меру пресечения в виде ареста) преждевременным и необоснованным.
— Он признал вину. Препятствовать следствию смысла нет, люди не будут подвергаться давлению, — заявил защитник. — Данное деяние совершено только потому, что он не знал, что надо регистрироваться в качестве иностранного агента. Суд может избрать домашний арест.
Второй адвокат Винатье попросил учесть, что преступление — средней тяжести, а опасных последствий из-за действий его подзащитного не наступило.
— Преступление совершено вследствие незнания законов Российской Федерации. Мой доверитель вину признал и искренне раскаивается, о чем свидетельствует его поведение, — сообщил адвокат. — Важно учесть род деятельности: обвиняемый в течение 10 лет работает на территории России в некоммерческой негосударственной организации (речь идет о «Центре гуманитарного диалога». — Прим. ред.).
Защита запросила домашний арест, но по решению судьи Винатье отправили в СИЗО до 5 августа этого года.
С момента появления закона об иноагентах почти не встречалось историй, когда человек сам подавал соответствующие документы в Минюст. Чаще всего реестр обновляется по пятницам: к примеру, в прошлый раз в список попал кандидат в Мосгордуму.
Тем не менее был один случай, когда гражданин РФ упорно добивался признания себя иностранным агентом. Речь идет о 19-летнем жителе Подмосковья Марате Никандрове* (как вы понимаете, он признан иноагентом). Мы публиковали интервью с Маратом о том, зачем ему это было нужно и как новый статус повлиял на его жизнь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».