MSK1
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Москве
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -9

2 м/c,

зап.

741мм 77%
Подробнее
1 Пробки
USD 101,68
EUR 106,10
Происшествия Крушение самолета в Актау эксклюзив «Услышали хлопок со стороны крыла и поняли — началось». Выживший в крушении самолета в Актау — о моменте катастрофы и о том, что было после

«Услышали хлопок со стороны крыла и поняли — началось». Выживший в крушении самолета в Актау — о моменте катастрофы и о том, что было после

Новый год пассажир рейса Баку — Грозный встретил в московском НИИ им. Склифосовского

Мужчина отделался небольшими ссадинами на лице

Источник:

Субхонкул Рахимов — 48-летний житель Екатеринбурга, который выжил при крушении самолета в казахском Актау. Сейчас он находится в Москве: вместе с другими россиянами его доставили в столицу на спецборте МЧС. Мужчина пострадал меньше всего — у него только ссадины на лице. Новый год пострадавший встретил в НИИ Склифосовского.

Рейс J2-8243 Баку — Грозный авиакомпании Azerbaijan Airlines разбился в казахском Актау утром 25 декабря. На борту Embraer E190 находилось 67 человек: 62 пассажира и 5 членов экипажа. По данным МЧС Казахстана, в крушении выжили 25 человек, 9 из них россияне.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозного, и практически потерял управление. В результате огня, открытого с земли, сильно пострадала и хвостовая часть самолета». По словам главы республики, борт «был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы».

В больнице с ним встретилась корреспондент MSK1.RU Рина Трофимова. Субхонкул рассказал, что происходило с бортом и его пассажирами. По его словам, весь час, что занимает путь от Грозного до Актау через Каспийское море, самолет находился в аварийном состоянии. Мужчина был уверен, что умрет. Далее — рассказ от первого лица.

Источник:

«Думал, что сейчас самолет развалится»

Я сидел на 38-м ряду, в хвостовой части самолета. Место мне досталось случайно: я регистрировался на рейс еще в аэропорту Екатеринбурга, и где сяду — не выбирал.

В какой-то момент мы услышали хлопок со стороны крыла и поняли — началось. Дальше была тряска. С этих секунд уже пошел обратный отсчет. Для кого-то — отсчет до конца жизни.

Первые секунды после хлопка я думал, что сейчас самолет развалится. А потом, когда всё более-менее стабилизировалось, мы начали уходить от Грозного. Появилась надежда — может быть, сядем в другом аэропорту. Но через полчаса самолет начало шатать, и снова стало понятно, что борт неуправляемый.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Этот час [от Грозного до Актау] убил — он больше страха принес, чем итоговое моментальное приземление. Ожидание. Мысли. И понимание, что ты сейчас уходишь.

С нами в салоне до последнего оставалась стюардесса, азербайджанка. Хрупкая женщина работала с пассажирами на протяжении целого часа. Было видно, что ей с большим моральным трудом давалось. Представьте, в салоне 62 человека. Смотрят тебе в рот, а в глазах надежда, что ты их сейчас успокоишь.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Я не помню примеров, когда кто-то выживал в таких катастрофах. Поэтому настроился — тут всё уже, судьба, значит, такая.

«Даже в мыслях не было, что я останусь в живых»

Сам я был спокоен. Думаю, если бы я не был глубоко религиозным человеком, то я переживал бы произошедшее гораздо серьезнее. А так — я с самого начала смирился.

Я верю, что и другая жизнь есть. Поэтому надо было себя к ней подготовить. И я переключился, чтобы достойно уйти. У нас, у мусульман, самое главное — как ты умрешь. С верой в душе или уйдешь безбожником.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Посмотрел, подумал, что может быть дальше и что с этим можно сделать. Кричать, орать? Ну да, жизнь сладка, не хочется с ней расставаться. Но что можно было в этой ситуации сделать?

А самолет всё это время вел себя всё хуже и хуже. Стал неуправляемым. Я уже видел перед собой картину, чем всё кончится. В этот час я и снимал происходящее и молитвы читал.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Настраивался, что в самолете сейчас никого в живых не останется. У меня даже в мыслях не было, что я останусь в живых.

«В салоне была каша, слышны стоны»

Само падение [в Актау] произошло быстро, буквально за секунды. Несколько мгновений — и кого-то уже не стало, кто-то получил травмы.

Я помню удар. Голову начало швырять туда-сюда. Потом почувствовал, что всего меня начало в разные стороны мотать. Прошли секунды, и — полная тишина.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Я был в сознании. И, к своему удивлению, понял, что жив. Пошевелил всеми своими частями тела, смотрю — я еще и цел.

Расстегнул ремни. В салоне была каша, были слышны стоны. Были и те, кто тоже передвигался по салону уже на тот момент. Я начал искать выход.

В середине самолета была давка небольшая — кто-то пытался пролезть наружу. Я пошел в хвостовую часть. Там была пристегнута стюардесса — она стонала, — и мужчина-стюард с раненой рукой. Двое бортпроводников, которые находились в хвосте самолета — единственные выжившие в трагедии члены экипажа Embraer E190.

Еще один пассажир подошел, и мы вместе их отцепили. Я бортпроводников на русском спросил, как открыть аварийный выход, но они меня не слышали — словно в тумане были.

Источник:

После пошел к выходу, где была давка. Перед входом лежала женщина, тоже стонала, просила помощи. Я пытался ей помочь, но ее ноги были зажаты — ничего не получилось.

В этот момент я услышал сирены. Стало понятно, что подъезжает скорая. Попытался успокоить женщину, сказал, что профессионалы уже подъехали и всех эвакуируют. Я аккуратненько вышел на улицу и всё.

«Нас не выпускали: мы должны были пройти таможню»

Нас увезли в казахскую больницу. МЧС России сработали хорошо, медики пришли к нам: всех проведали, всех прощупали, со всеми познакомились.

26 декабря 9 раненых россиян доставили в Москву на спецборте МЧС. Самолет приземлился в аэропорту Жуковский. Пострадавших отправили на диагностику и лечение в НИИ им. Склифосовского.

Во время полета до Москвы врачей было достаточно. У каждого больного стоял врач, разговаривал с ним, помогал. Со стороны МЧС было всё на «пять» сделано, профессионально.

Источник:

А вот по прилете в Москву, в Жуковский, возникла проблема — скорые уже были на месте, но нас не выпускали, так как мы должны были пройти таможню. Пошла эта канитель с оформлением документов. У кого-то, естественно, документов с собой не было.

Я не виню сотрудников таможни, они работали по инструкции. Я виню систему — она недоработана для таких случаев.

Источник:

Это было кошмарное время. Две двери самолета открыты — был сквозняк, а на улице зима, холод. Больные — в тяжелом состоянии, бедные, раздетые, некоторые без сознания. На них просто покрывало набросили, а их надо было срочно увозить. Но мы ждали, пока проведут все эти процедуры с таможней.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Кому эти формальности нужны будут, если человек умрет? Может, для человека секунды важны.

«Очень хочу успеть на охоту»

Все родственники, конечно, до сих пор в шоке после случившегося. Звонят отовсюду, говорят: «Ты — везде, ты сейчас в медиа — номер один».

Вчера целой толпой знакомые сюда [в больницу] пришли. Столько еды принесли. У нас не принято с пустыми руками больного навещать. У меня палата двухместная — и вся в тот момент была заставлена гостинцами. Врач зашел, спросил: «Что это такое?» В итоге я половину еды в ординаторскую отдал, другую половину медсестрам.

Сейчас я чувствую себя хорошо — только голова болит. Здесь мне два раза делали МРТ головы. Сказали: «Всё нормально, всё чисто, радуйся». Завтра меня уже выпишут. Ко мне часто приходят гости, я журналистам даю интервью. Думаю, что я тут всем надоел уже.

Недавно меня пригласили на свадьбу в Москве, придется до шестого января еще тут быть.

Я, конечно, не планировал так долго здесь оставаться, хотел на охоту успеть. Я охотник, можно сказать, фанат. Ребята из Екатеринбурга звонили, звали в лес. Они меня на охоту перед Новым годом ждали, но из-за здоровья не получилось.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Очень хочу до закрытия сезона успеть поохотиться. Закрытие, я так думаю, числа 15-го произойдет. Надеюсь, успею.

«Еще нужен на земле или не заслужил рая»

Я постоянно думаю, что было бы лучше для меня — умереть или остаться в живых. Конечно, если по-светски мыслить, то остаться живым. А если по-мусульмански… Я там целый час готовился к смерти. Целый час. Молился, произносил шахаду.

Шахада на русском языке звучит так: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение шахады является главным условием принятия ислама.

Нам, мусульманам, пророк заповедовал — если последние слова человека будут свидетельство о его вере, то он попадет в рай. Я старался, чтобы у меня было именно так. Я всё подготовил, как положено по шариату. Но Всевышний посчитал, что я здесь, наверное, еще нужен или просто не заслужил рая.

<p>Субхонкул Рахимов</p><p>Субхонкул Рахимов</p>

Поэтому я и остался жив и, слава богу, невредим. Ну, что, будем дальше жить.

Источник:

Выжившие россияне получили травмы разной степени тяжести: троих человек подключили на ИВЛ, у восьми диагностировали закрытую черепно-мозговую травму. У двух человек, в том числе 11-летней девочки, сломаны кости таза.

Предварительной официальной причиной крушения на данный момент считают столкновение со стаей птиц.

Всё, что известно о падении самолета, — читайте в нашей онлайн-трансляции.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тоска по детству»: московский психолог — о том, как вернуть ощущение праздника накануне Нового года
Анна Рязанова
Психология
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем