6 сентября Хамовнический районный суд Москвы продлил арест режиссеру Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук на 1 месяц и 24 дня. Напомним, девушки поставили спектакль «Финист Ясный Сокол». Следователи усмотрели в пьесе оправдание терроризма. Защита просила изменить меру пресечения на домашний арест, но судья не изменила своего решения.
Девушки приняли решение суда молча: они посмотрели друг на друга и кивнули. На заседании они активно общались с журналистами и рассказывали об условиях жизни в СИЗО. Женя рассказала, что у нее намечено свидание с детьми и мужем, первое за всё время следствия. Со Светланой они сидят рядом, в соседних камерах.
— Мы в соседних камерах, через стену. У нас всё довольно строго, перестукиваться мы не можем. Камера у нас на первом этаже находится, — рассказала Беркович.
По словам Беркович, в СИЗО у них нет источников информации, кроме телевизора. Иногда они слушают музыку по радио, которое доносится с улицы.
— Я вышла в прогулочный дворик, а там «Ночные снайперы» заиграли! У меня прямо слезы потекли, — сказала она.
Также Светлана Петрийчук и Женя Беркович вспомнили подробности своего задержания.
— Ко мне подошли и сказали, что я задержана, я смеялась: что за абсурд? — вспоминает Светлана. — Для меня всё было абсолютно нереально, пока меня не перевезли сюда [в суд]. Где-то в два часа ночи нас развели по разным камерам. Я не спала где-то часов 60 к тому моменту.
Женя Беркович во время обыска, например, пыталась успокоить своих детей.
— Я одной рукой держала одного ребенка в истерике, другой — другого ребенка в истерике, — сказала она.
Во время перерыва Женя Беркович и Светлана Петрийчук до заседания о чем-то переговаривались с адвокатами, а Светлана поговорила с полицейским.
Адвокат Жени Беркович Елена Орешникова опубликовала расшифровку ее речи в суде.
— Сегодня четыре месяца с момента нашего ареста и сегодня пятое заседание, юбилейный день. На самом деле, с каждым разом всё сложнее готовиться и говорить, потому что для этого нужны люди, с которыми ты говоришь, и неважно — стадион это или один человек. За четыре месяца в тюрьме ты уже перестаешь видеть людей и начинаешь видеть некую систему — общее существо, которое решает твою судьбу. Когда решение принимает человек, в этом есть какая-то логика, какая-то мотивация, какое-то объяснение. В нашем случае никаких логики и мотивации для нашего нахождения в тюрьме нет, — сказала Женя на заседании.
Беркович добавила, что у нее нет иностранного гражданства, а значит и сбежать она никуда не может. Кроме того, на свободе у нее остались две дочери с тяжелыми диагнозами. У одной из девочек недавно появилась бронхиальная астма на фоне последнего продления ареста Жени.
— У меня нет иностранного гражданства, никакой иностранной недвижимости, иностранных счетов. И это я сейчас не жалуюсь и не хвастаюсь, а говорю, что мне некуда и нет никакого способа сбежать. Помимо всего прочего, те, кто видели моих детей, знают, что с ними незаметно исчезнуть довольно сложно. Они заметные, аккуратно говоря и не вдаваясь в подробности диагнозов, — сказала Беркович.
«Сбежать без своих детей я не могу, потому что — об этом сегодня уже было сказано — я хорошая мама»
— В прошлый раз в этом зале на этом месте находилась свидетель, психолог, от которой приобщена экспертиза. Ей был задан мной прямой вопрос: «Скажите, пожалуйста, когда и если я выйду, я смогу обратно забрать своих детей, чье состояние ухудшается?» Она сказала совершенно отчетливо: «Если выйдете прямо сейчас, то сможете. А если не сейчас, то не поручимся», — добавила режиссер.
Беркович отметила, что просит избрать меру пресечения в виде домашнего ареста не только из-за больных детей, но и из-за 90-летней бабушки.
— Я отказываюсь так смотреть на мир, хотя это сложно, когда сидишь в тюрьме и видишь, что делают с твоей семьей. Когда получаешь письма от бабушки 90-летней, которая говорит: «Я еще месяц не буду умирать, месяц до суда я еще продержусь», — сказала Женя Беркович. — Я просто прошу избрать мне меру пресечения, не связанную с арестом. Прошу дать мне возможность предотвратить тяжелую болезнь и, возможно, смерть близких мне беспомощных людей. Мне кажется, что астма в очень тяжелой форме (и не буду говорить сейчас при всех диагнозы, которые есть у вас в документах) — это достаточное основание, чтобы вы отпустили меня и Светлану, у которой пожилые родители.
На выходе из суда Женю Беркович и Светлану Петрийчук встречали бурными аплодисментами с криками: «Света», «Женя» и «Молодцы».
Ранее защита Беркович и Петрийчук прокомментировала решение суда и сказала, что продолжит его обжаловать.
Режиссера из Санкт-Петербурга Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук задержали в Москве в мае из-за уголовного дела о спектакле «Финист Ясный Сокол». Кроме идеологии исламизма и джихадизма эксперты нашли в театральной постановке «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России». Подробности дела мы рассказывали в этом материале. Всё самое важное MSK1.RU собирает в отдельном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».