В среду, 4 декабря, состоялась прямая линия с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Чиновник ответил на вопросы, которые интересуют жителей столицы. О том, что происходило во время эфира, мы рассказывали в нашем онлайн-репортаже.
MSK1.RU публикует главные тезисы с прямой линии.
Когда откроются новые станции метро
Прямая линия началась с ответов на вопросы, касающиеся проблем транспорта. Первый из них: когда же в Москве откроются новые станции метро. Собянин отметил, что станции теперь открывают «не какие-то проходные, стандартные, невзрачные», а первоклассные. Затронули и тему строительства Троицкой линии — ее планируют завершить до конца 2024 года.
— Активно продолжаем строить все участки первой очереди Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Коммунарки», серединную часть пустили, — заявил Собянин. — До Нового года, надеюсь, что закончим все основные работы до «Коммунарки». В начале следующего года поезда поедут уже с пассажирами.
Он отметил, что продолжение Троицкой линии до станции «ЗИЛ» — проблемный и сложный участок.
Также вспомнили и про Рублево-Архангельскую линию. По словам мэра, ее должны достроить к 2026–2027 годам. Что касается Бирюлевской ветки, то ее пока проектируют и подготавливают к строительству площадку. Ее открытия москвичам придется ждать аж до 2030 года.
Когда заменят подвижные составы
Помимо этого, также в эфире обсудили, когда же заменят подвижные составы на МЦД. Мэру задали вопрос касательно старых поездов на третьем и четвертом диаметре. Сергей Собянин сообщил, что вопрос обновления сложный, поскольку это требует больших финансовых вложений, а сами поезда и локомотивы непросты в изготовлении.
— На первых двух диаметрах мы полностью обновили поезда. А на третьем и четвертом сейчас идет активная замена подвижного состава. Я думаю, что в 2025–2026 годах и на этих двух диаметрах [заменим], — заявил он.
Что касается метро, то обновления подвижных составов там стоит ждать лишь к следующему десятилетию.
— Когда мы начинали работать, у нас было 13% новых вагонов метров. Сейчас 75%. Осталось всего лишь 25%. Но это тысячи вагонов, колоссальные затраты машиностроителей, — подчеркнул мэр.
Линию за линией мы переводим на новые вагоны метро. Думаю, что к 2030 году 90 с лишним процентов этих работ завершим.
Зачем нужна ВСМ
Также на прямой линии зашла речь о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом.
— Главным звеном является Правительство РФ, Минфин и РЖД. Мы помогаем чем можем: вошли в состав концессионеров, помогаем рублем, организационно помогаем. Это большая стройка — около 700 километров протяженность этой дороги, — отметил Собянин.
По его словам, с появлением ВСМ время на дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга сократится в два раза, а пассажиропоток обещает увеличиться в 4–5 раз.
— Это совершенно другой объем перевозок. Московская и Ленинградская области — это около 40 000 000 человек — 30% населения страны. Такая связь между ними, она даст синергию развития наших регионов, — пояснил Собянин.
Согласно планам, которые появились на официальном сайте проекта «ВСМ Две Столицы», до начала июля 2025 года строители должны получить положительное заключение проектной документации по всем этапам. А уже через три года, в апреле 2028-го, по ВСМ поедут первые поезда.
По железной дороге будут курсировать новые высокоскоростные поезда «Белый кречет», которые будут разгоняться до 400 км/ч. Напомним, скорость «Сапсанов» — до 250 км/ч. Планируется, что на маршруте будет 16 остановок. Время в пути должно составить 2 часа 15 минут.
Как реконструируют «Олимпийский»
Спорткомплекс «Олимпийский» закрыли на реконструкцию в 2019 году. Тогда же были закрыты и снесены здания стадиона и плавательного бассейна, от прежнего облика объекта сейчас мало что осталось. Мэр ответил, когда же «Олимпийский» вновь откроет двери для посетителей.
Спорткомплекс был построен к Олимпийским играм 1980 года и долгое время был самым крупным крытым спортивным сооружением в Европе. На разрушенной территории сейчас стройка фактически нового спортивного объекта.
— Бассейн тоже будет, и площадка для концертов, для развлечений, — сказал Собянин. — Вот так мы говорим, что какой-то проект, какой-то там концерт, какая-то спортплощадка. На самом деле это гигантский комплекс. Тот проект, который сейчас реализуется, — это больше 800 тысяч квадратных метров.
Работы там ведутся частным инвестором. 100% за частные деньги. Надеюсь, что в 2026-м — начале 2027 года «Олимпийский» откроет свои двери для посетителей.
Что в городе с такси
Мэр Москвы отметил рост количества такси в Москве. По его словам, сейчас дела обстоят намного лучше, чем когда по городу ездили так называемые бомбилы.
— Сегодняшние такси такие белые и пушистые. Хотя, конечно, за ними должен быть контроль. Количество такси значительно увеличилось, сегодня они перевозят, сколько все пригородные электрички. Можете представить? Каждое такси убирает с улицы 3–4, а то и 6 личных авто. Заменяет их, — заявил мэр.
Также он напомнил, что с 1 марта 2025 года в Москве введут обязательную аттестацию всех водителей такси.
Не хватает кадров?
Сергей Собянин также заявил о нехватке рабочих в Москве. Он пообещал увеличить в два раза количество мест для обучающихся в средних специальных учебных заведениях — так власти хотят решить проблему катастрофического дефицита кадров. Сейчас, по данным приведенной в эфире статистики, в стране не хватает 2,7 миллиона специалистов.
— У нас сложилась система образования так, что две трети учащихся обучаются в вузах. И лишь треть в колледжах. Поэтому, понимая те требования экономики, которые сегодня есть, те тренды, мы приняли программу увеличить количество колледжей в два раза и приблизить ее к полумиллиону мест. С этого года начали активно увеличивать прием в колледжи, — заявил мэр.
Чтобы обучить, нужны хорошая материальная база, оборудование, профессиональные кадры и программы, которые максимально приближены к производству, чтобы изготовить тех людей, которые нужны.
При этом незадолго до начала учебного года родители московских школьников жаловались на то, что их дети столкнулись с проблемами при переводе в 10-е классы. Их отчисляли после получения аттестатов и предлагали им пойти в колледжи.
А как обстоят дела с реновацией
Также в ходе прямой линии обсудили еще одну наболевшую тему — реновацию. Жители столицы поинтересовались, действительно ли она не закончится никогда. По словам мэра, когда программа только появилась, строить дома в Москве практически было негде. Поэтому власти начали запускать «волны» реновации.
— Можно спать спокойно, рано или поздно все дома будут включены в программу реновации. Это долгосрочный проект — по щелчку его не сделаешь. Нужны годы и десятки лет, — отметил мэр Москвы.
Он также отметил, что программой реновации должны заниматься именно городские власти, а не представители бизнеса.
— Настроят много домов, а из старых туда никого не выселяют. Это рынок — продали, и всё. В результате выходит так: стоит новый дом, а рядом старенький. Без города реализовать эту программу невозможно, — пояснил Сергей Собянин. — Когда закончится эта программа, то к сносу подоспеют новые дома. Если ими не заниматься, то они станут аварийными.
Реновация должна работать постоянно и стать нашей рутиной.
Все заявления мэра Москвы мы собрали в нашей онлайн-трансляции.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».