Мы на MSK1.RU часто освещаем коммунальные проблемы, с которыми сталкиваются жители столицы. Нередко аварии и конфликты с управляющими компаниями возникают, например, в домах по реновации — им на сайте посвящен отдельный сюжет. Но бытовые трудности настигают иногда и жильцов элитных ЖК в престижных районах Москвы.
Один из таких жилых комплексов — «Английский квартал», расположенный в Замоскворечье. Квартиры там стоят около миллиона за квадратный метр, но, для статуса премиум-класса, коммуникации в домах ЖК оставляют желать лучшего. В этом на своем опыте убедилась читательница MSK1.RU Екатерина. О недавней аварии, из-за которой пострадала ее квартира, а также недвижимость соседей, москвичка рассказала нашему корреспонденту.
Кипяток с потолка
— В «Английский квартал» я переехала, насколько помню, в 2017 году, и с тех пор не было так, чтобы в домовом чате кто-нибудь не жаловался на разные проблемы, — рассказывает Екатерина. — То парковку заливает, то что-то ломается. Есть ощущение, что дом в целом не очень качественно построен, но такие проблемы после сдачи уже в зоне ответственности управляющей компании, так что все претензии предъявлялись «ПИК-Комфорту».
По словам Екатерины, впервые столкнуться с бытовой аварией ей пришлось в декабре 2022 года. Тогда у нее в квартире прорвало трубу в районе компенсатора гидроудара — это участок сети водоснабжения, предназначенный для защиты от скачков давления воды.
— Квартиру тогда сильно залило, — вспоминает москвичка. — Мастер от управляющей компании компенсатор заменил, а мне лишь оставалось делать ремонт за свой счет.
С того момента прошло полтора года, и вот, 27 августа Екатерине на работу позвонила ее мама и сообщила, что с потолка в их квартире хлещет потоком горячая вода.
— Было это около трех часов дня, — вспоминает Екатерина. — До дома я смогла добраться только через час, и к тому времени кипяток по-прежнему заливал мою квартиру. То есть они даже не сразу перекрыли воду.
Как выяснилось из домового чата, масштаб проблемы оказался огромным: не только у Екатерины, но и во всём доме в квартирах на 6-м этаже прорвало трубы. Кубометры горячей воды залили и жильцов снизу.
— У меня все комнаты оказались в воде, на самом деле ущерб огромный, — негодует читательница MSK1.RU. — Испорчена мебель, которая стояла на полу, а не на ножках, полностью паркет вздулся. Менять потолки придется, у меня в них точечные светильники. Что с электрикой — до конца не ясно, может, какие-то еще коммуникации позже выйдут из строя из-за этой аварии.
«Компенсатор прожил 1,5 года»
На следующей день после произошедшего к Екатерине пришел главный инженер от управляющей компании, чтобы осмотреть место прорыва трубы.
— Он только сфотографировал всё и сказал, что за актом об ущербе нужно обращаться к представительнице «ПИК-Комфорт» Елене, номер ее он дал. Но с тех пор ни я, ни кто-то еще из жильцов до Елены так и не смог ни разу дозвониться. Никаких документов мы до сих пор не получили.
Что касается причин аварии, инженер, осмотрев трубу, сказал, что дело в том самом компенсаторе, который меняли в декабре 2022-го. Мне он прямо показал этот участок трубы, и я была в шоке: там всё сгнило полностью в ржавчину прямо. За полтора года! Что же за материалы у них такие, если в такой короткий срок всё приходит в негодность?
Инженер посоветовал Екатерине купить за свои деньги компенсатор проверенной марки, чтобы поставить его вместо испорченного.
— Этот новый компенсатор мне обошелся в 2000 рублей, не какая-то астрономическая сумма. Уж в ЖК, причисляющем себя к премиум-классу, могли бы, наверное, установить качественный трубопровод, — отмечает Екатерина.
Москвичка в итоге приняла решение заручиться заключением независимой экспертизы и обратится в суд, чтобы получить компенсацию от управляющей компании, потому что второй раз за 2 года делать ремонт за свой счет — слишком накладно.
Всё из-за испытаний?
Не только Екатерина, но и другие пострадавшие от затопления жильцы, потребовав от представителей УК объяснений, узнали от «ПИК-Комфорта», что авария случилась из-за испытаний, которые проходили в тот день на теплосети МОЭК.
— Сказали, что это какие-то плановые испытания перед отопительным сезоном, — уточняет Екатерина. — Похоже, конечно, на перекладывание ответственности, не знаю, были ли на самом деле эти испытания.
Корреспондент MSK1.RU обратилась в пресс-службу МОЭК — компании, ответственной за теплоснабжение в Москве. В пресс-службе подтвердили проведение испытаний, но, как оказалось, жилых домов это совсем не касалось.
— В период с 26 по 31 августа в Москве проводились температурные испытания магистральных тепловых сетей, — уточнили в МОЭК. — Эти сети не имеют прямой связи с внутридомовыми системами горячего водоснабжения. Испытания проходят на участках от ТЭЦ до тепловых пунктов.
Тепловой пункт, который обеспечивает горячее водоснабжение ЖК «Английский квартал», находится на балансе управляющей организации и эксплуатируется ее персоналом. Температура внутридомового контура ГВС задается автоматикой на этом тепловом пункте.
Мнение юриста
Что делать жильцам, оказавшимся в подобной ситуации? Какие действия обязана предпринять УК в случае аварии? Можно ли при помощи независимой экспертизы добиться справедливости? Эти вопросы корреспондент MSK1.RU решила задать юристу в сфере ЖКХ Юрию Нетребе.
— По факту залития и повреждения имущества сразу, либо в течение первых суток составляется акт осмотра, — объясняет эксперт. — Составляется он с участием представителя управляющей организации, либо других незаинтересованных лиц (например, соседей) для подтверждения факта и места повреждения оборудования. Если причины аварии очевидны, тогда их указывают в акте, так же как и возможных виновников происшествия.
В случае повреждения общедомового имущества, то есть используемого не для одной квартиры, ответственность несет управляющая организация.
Юрист предполагает, что в данной ситуации именно по этой причине представители УК уклоняются от составления акта. Но, как отмечает эксперт, пострадавшая сторона самостоятельно может озадачиться сбором доказательств: составить акт, сделать фото и видео в момент протечки.
— Все эти доказательства будут положены в основу экспертного заключения и при необходимости судебного решения о взыскании стоимости восстановительного ремонта, ущерба имуществу и морального вреда, — продолжает Юрий Нетреба. — До обращения в суд обязательно нужно сначала обратиться с претензией к УК, а доказательство об отправке этой презентации приложить к исковому заявлению.
По словам юриста, если экспертиза доказывает, что в коммуникациях были использованы некачественные материалы, можно будет предъявить требования о замене некачественных труб либо оборудования к строительной подрядной организации. Правда, сделать это можно лишь до истечения гарантийного срока в 5 лет.
— По одному из таких дел, после неоднократного разрыва пластиковой трубы горячего водоснабжения после капитального ремонта, удалось добиться замены этих труб, так как было установлено, что предусмотренное давление в системе данный вид труб не выдерживал, — делится опытом из практики Юрий Нетреба.
Редакция также попыталась связаться с управляющей компанией «ПИК-Комфорт», чтобы получить комментарий о причинах коммунальной аварии и качестве обслуживания ЖК. На сайте УК нет номера для обращения журналистов, по общим контактам автоответчик предлагает выбрать тему обращения, отказываясь соединить с оператором.
MSK1.RU направил редакционный запрос на почту пресс-службы «ПИК-Комфорта», но спустя неделю мы ответ не получили.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете. Напомним, что, как признали чиновники, большинство реновационных человейников превышает норму этажности. Также мы разбирались, можно ли выйти из программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».