MSK1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Москве

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

ю-з.

746мм 72%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город Недвижимость Реновация в Москве проблема Вырваться из лап реноваторов! Разбираемся, можно ли выйти из московской программы по расселению

Вырваться из лап реноваторов! Разбираемся, можно ли выйти из московской программы по расселению

Вместе с экспертами изучаем правовые и организационные проблемы одного из крупнейших проектов столицы

Многие участники реновации чувствуют, что оказались в тупике

Недавно на портале MSK1.RU вышли публикации о многочисленных коммунальных и бытовых проблемах, связанных с переселением в новые дома по программе реновации. Во многом появились они из-за пробелов в законодательстве, которое, как многие помнят, принималось наспех. Все эти системные проблемы стали проявляться спустя несколько лет, когда программа развернулась в полную силу. Сейчас жильцы некоторых домов, видя недостатки реновации в ее нынешнем виде, задумались о выходе из проекта. Но, как оказалось, сделать это крайне сложно.

О том, каковы основные организационные и правовые проблемы столичной реновации и есть ли выход — как из программы, так из различных коллизий, порожденных ею, расскажем в этом материале.

Правовые тонкости

Адвокат Вадим Даниленко, который ведет дела, связанные с переселением по программе, убежден, что слабая сторона этого закона заключается в том, что точно не урегулирован маневренный фонд.

— Зачастую место предоставления помещения очень далеко от прежнего места, и это никак не контролируется, — говорит он. — Позитивная сторона законодательства в том, что всё же граждане получают имущество — такое же или чуть лучше, существует возможность докупки квадратных метров и никто без имущества не останется или без какой-либо компенсации.

Даниленко отметил, что вопрос о доработке законодательства очень сложный, потому что невозможно угодить всем людям одновременно: собственникам жилых и нежилых помещений, а также нанимателям.

— Считаю, что нужно бы разрешить главный вопрос — расселение семей нанимателей (людей), которые больше семьями не являются, то есть нанимателям нужно передавать отдельные помещения, если они больше не семья или никогда ей не были, это бы снизило социальное напряжение, — объясняет эксперт.

«Часто бывает, что наниматели — "чужие люди" и им опять предоставляют то же самое нераздельное жилье, что несправедливо»

При этом он отметил, что жители в целом имеют право получить все сведения непосредственно в департаменте городского имущества. Но какие-либо бесплатные юридические консультации по реновации не предусмотрены. Хотя некоторые всё же имеют право на юридическую помощь в адвокатских фирмах, которые участвуют программе бесплатной юридической помощи. Но круг таких людей ограничен законом. Лучше всего писать в отдел реновации свои вопросы письменно заказным письмом с описью вложения.

— Самые частые категории дел в связи с реновацией — это вопросы нежилых помещений, которые являются дорогим активом, и зачастую департамент предлагает необоснованно низкую сумму в качестве компенсации за фактически утерю бизнеса, — продолжает адвокат. — Другой вопрос — это предреновационные споры по выселению из квартиры, признание жильца умершим. Споры по компенсации за жилое помещение так же часты. Но самые сложные споры связаны с нежилыми помещениями, потому как речь идет о больших средствах и множестве критериев оценки.

Даниленко уверяет, что получить компенсацию выше, чем предлагают, реально. Также реально поспорить по поводу квадратных метров жилой площади из-за ошибок в БТИ, реально снять с регистрации отсутствующего нанимателя, реально спорить о правах собственности, которые по каким-то причинам не установлены вовремя, то есть права «подвисли», а реновация уже идет. Стоимость компенсации должна быть рыночной и определяться по рыночной цене экспертом-оценщиком. В итоге цена будет зависить от мнения эксперта-оценщика (обычно в рамках судебной экспертизы). Разница в ценах объясняется подходом к оценке, избиранием метода оценки, стоимостью имущества в данном месте на сайте «Авито» и других интернет-площадках продажи имущества. Обычно эта стоимость равна 80–90% рыночной в итоге. Существуют и математические ошибки.

Даниленко отметил также, что чудес вроде предоставления много большей площади, выделения 2–3 квартир для расселения в суде он не встречал.

Есть факты и неравноценности предоставления квартиры. Это связано с неверным толкованием планов БТИ, перепланировкой или переустройством (обычно незаконным). В целом, по словам юриста, обычно это правило соблюдается, однако оно не устраивает тех, кто считает, что им должны предоставить помещение по нормам социального обеспечения (по нормам обеспеченности площадью), что не цель программы реновации. Неравноценность места предоставления — это другая проблема.

— Московские власти в целом следуют требованиям законодательства, но дело в том, что это законодательство многие проблемы не учитывает, в том числе отсутствие родственных отношений, наличие тяжелых болезней, учет очереди на предоставление жилья, — говорит Даниленко. — Такие вопросы априори решить нереально (то есть заставить учесть эти обстоятельства).

Юрист добавил, что жалобами на исключение дома из реновации не занимался и не думает, что успех таких дел возможен. Он полагает, что технически можно оспорить решение о внесении дома в программу, но фактически добиться его отмены шанс ничтожен.

«Не думаю, что возможно выйти из программы, если дом уже в списках на реновацию. Судя по всему, нет вообще такой практики и возможности»

Мнение законодателя

Елена Шувалова, депутат Мосгордумы:

— Оцениваю и оценивала программу реновации как депортацию и экспроприацию. Вынуждена в нынешних условиях подчеркнуть, что высказываю свое мнение. Как можно принудительно выселять людей из квартир? Что касается нормативной базы: она принималась спешно и как попало. Я одна из 45 депутатов в Московской городской думе голосовала против этой законодательной инициативы. Отсюда, думаю, и истоки моего исключения из КПРФ. Кстати, эту законодательную инициативу вели путем изменений федерального уровня — в закон о статусе столицы, хотя это, очевидно, жилищное законодательство. Поэтому говорить о недоработках в законе в данном случае просто нет смысла. Какие могут быть недоработки, когда людей принудительно выселяют из квартир? Считаю, вся так называемая реновация — сплошная недоработка. Кстати, изначально в ней даже не было переселения в тот же район.

Если говорить о частностях, то там тоже сплошные проблемы. Так, дома включали по заранее утвержденному сверху списку. Процедура выхода из нее есть, но она очень тяжелая. Нежелающие переселяться в новый дом, построенный по программе в частном порядке, могут получить денежную компенсацию. Другой вопрос — какую? И что вы на нее купите? Подчеркну, что в индивидуальном порядке выйти из программы реновации нельзя, только домом.

Организационная часть тоже не выдерживает никакой критики. Людей переселяют куда придется. Не учитываются даже медицинские показания. На 14-й этаж с тахикардией или с астмой на автомагистраль — сплошь и рядом.

Считаю, эту так называемую программу надо отменять. Она придумана для финансирования застройщиков из городского бюджета, а не для москвичей. Чиновникам же посоветую из своих особняков переехать в реновационный дом, например на улице Мельникова, 2, который Собянин открывал, а мы, москвичи, на них посмотрим.

Вырваться из лап «реноваторов»

Судя по всему, выйти из программы можно было на первоначальном этапе, приложив немалые усилия и воспользовавшись недоработками законов. Так, например, сделать это удалось жителям дома № 13 на улице Шота Руставели.

По словам одной из жительниц, активистки Надежды Алимовой, в доме проводилось общее собрание, но количество проголосовавших за было небольшим — 24%. Однако дом всё же включили в программу.

— Тогда, на заре реновации, было правило, что голоса «молчунов» считаются как бы за, что и произошло в нашем доме, — рассказывает Алимова. — Но мы не смирились с такой нелепой ситуацией.

Надежда Алимова и другие неравнодушные жильцы собрали инициативную группу и настаивали на проведении нового собрания. При этом они подавали заявления во всевозможные инстанции о том, чтобы дом исключили из программы, учитывая малую часть проголосовавших за. Жителям повезло. Вскоре норму, касающуюся «молчунов», отменили и дом убрали из списка на расселение.

— У нас ведь классный, действительно уникальный дом, — рассказывает Алимова. — Построили его в конце 40-х — начале 50-х годов пленные немцы. Это «сталинка», причем очень хорошая: потолки — 3,2 м, кухня — 16 м, комнаты в среднем по 18 метров.

Прогадали ли жители «сталинки» на улице Руставели, отказавшись от участия в программе? Вопрос непростой. Плюсы и минусы есть и в советских, и в новых домах. Но по основным параметрам новостройки реновации «сталинкам», конечно, проигрывают. Высота потолков там гораздо ниже, площадь кухонь и комнат там часто меньше (8–10 и 12–18 в среднем соответственно).

Так есть ли выход?

В отличие от жителей, вышедших из программы в самом ее начале, тем, кто пытается сделать это сейчас, приходится сталкиваться с серьезными препятствиями. Это хорошо видно на примере дома № 25 по улице Матросова в Солнцево. О ситуации в одной из тематических групп в социальных сетях рассказал адвокат Станислав Станкевич, представляющий интересы жителей.

Стоило собственникам дома провести общее собрание, которым было принято решение о выходе из программы, как на дом слетелись люди с корочками префектуры Западного округа и с очень специфическими повадками, говорится в посте.

По словам Станкевича, начали они с засад в подъездах на всех проживающих в доме для допроса, зачем люди решили выйти из программы реновации (хотя ответ был очевиден: переселения от метро на самую окраину района не желает никто). Теперь чиновники сменили тактику: решили провести свое собрание с единственным вопросом в повестке — отменить решение об исключении дома из программы.

— Зачем проводить такое собрание, если люди совсем недавно уже сделали свой выбор? Почему московские власти не готовы уважать право людей на выход из программы реновации? — продолжает автор публикации. — Правильными действиями в такой ситуации лично я считаю игнорирование собственниками повторного собрания, отказ от участия в нем. Одного собрания вполне достаточно, к чему проведение повторного спустя месяц?! Чтобы подделать результаты собрания?

Адвокат добавил, что на собственников с конца марта оказывается беспрецедентное давление с требованиями принять участие в этом собрании для отказа от волеизъявления. Поздним вечером (а в выходные дни рано утром) в двери демонстративно стучат сотрудники префектуры, пугая детей и пожилых жителей дома. Людей «отлавливают» во дворе и в подъездах для навязчивых бесед в весьма агрессивной форме. Тех, кто не открывает двери квартир, выманивают наружу, вырубая подачу тока в электрощитках.

— Почему же всё больше собственников по Москве пытаются спасти свои дома от сноса, а себя — от переселения в реновационное жилье? С этими человейниками что-то не так, может быть? Или москвичи стали припоминать обещания и сравнивать их с тем, что теперь впаривается чиновниками? — резюмировал Станкевич.

В беседе с корреспондентом MSK1.RU представитель жильцов предположил, что примерно к майским праздникам местные власти, скорее всего, опубликуют итоги нового собрания, которое отменит решение жителей о выходе из программы.

— Конечно, жители с этим не согласятся, — говорит юрист. — Мы намерены добиваться уважения прав жителей в суде вплоть до самой высшей инстанции.

Удастся ли жителям убрать свой дом из программы? Насколько это трудно, понятно уже сейчас. А вот возможно ли? Время покажет, есть ли тот самый «выход»...

Ранее мы рассказывали о доме по реновации в Измайлово, который заливало водой несколько дней. Кроме этого, одна из хрущевок осталась чуть не под окнами нового дома: когда ее сносили, жители нового дома дышали строительной пылью. Тем временем в центре Москвы по реновации построят шикарный на вид дом, явно не такой, к каким мы все привыкли. Кроме того, эксперт оценил внешний вид новых домов, построенных по программе реновации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем