Работать стилистом в столице — не самое легкое занятие. Хотя, казалось бы, нужно лишь взять красивую одежду, приехать на съемку, немного подождать и уехать с кипой денег отдыхать на модную вечеринку к селебрити.
Наташе Мазаевой 22 года, и стилистом она стала считать себя только в последние полтора года. Правда, напоминать самой себе об этом приходится каждый день на тренировках с тяжелыми весами и кикбоксинге. Спорт помогает подготовиться к тасканию большого чемодана с вещами с одной съемки на другую.
Дошла до жизни такой Наташа, пожив в двух поселках на юге России, поучившись в двух университетах и сменив пять работ и бог знает сколько квартир, комнат и общежитий в Москве. Журналист MSK1.RU поговорил с Наташей Мазаевой о тернистом пути (пока) не к звездам, но точно к чему-то яркому.
Село Пришиб
Прежде чем оказаться в мире дорогостоящих и тяжелых покупок вещей на Lamoda и Wildberries (чем занимается всякий стилист в Москве), Наташа жила в селе Белая Глина на Кубани, где она мечтала стать журналисткой. Первый свой гонорар она получила в 10 лет — 300 рублей за статью в журнале. Однако до Белой Глины было местечко поинтереснее.
— Мы с тобой знакомы со студенческих времен. Я знаю, что ты родилась в одном из краснодарских сёл, верно?
— Да ни фига ты не знаешь. Я родилась в очень маленьком селе в Астраханской области под названием Пришиб (ударение на первый слог. — Прим. ред.). Страшное село достаточно. Там всего одна церковь: мы мелкими играли в ее подвале в войнушки. Церковь не функционировала в СССР, ее для хранения зерна использовали. В подвале вроде, по легенде, хоронили батюшек. В Пришибе сейчас, наверное, живет тысяча человек.
Я там жила до 11 лет, и тогда было около двух тысяч человек. Потом уже я офигевала от того, что мое следующее село — Белая Глина — мегаполис: обалдеть, тут есть асфальт!
«У нас в Пришибе не было асфальта, всего одна школа. А в Белой Глине — ого: парк и пять школ!»
Всего в Белоглинском районе живет около 27 тысяч. В школе был и английский, и немецкий. Да и сама школа вообще — двухэтажная! В Пришибе был один двухэтажный дом... И когда мы с семьей переехали в Белую Глину — это примерно мой 6-й класс, в рунете началась популяризация блогерства, — рассказывает Наташа.
Тогда Наташа стала активно следить за блогерами на YouTube, попеременно занимаясь самбо (и другими видами спорта), написанием текстов, изучением немецкого, волонтерской деятельностью, рисованием и модой:
— Появилась куча обзоров в интернете, например, «переодевалки» и «холлы», когда блогеры просто показывали одежду, которая им нравится и которую они купили, допустим, на «Алиэкспрессе». У моей подружки к тому моменту появился зеркальный фотоаппарат, и мы стали сами, просто по фану, тоже снимать эти «переодевалки». Их и сейчас можно найти на YouTube, они даже почти не кринжовые.
То есть какой-то интерес к фешен-индустрии появился примерно тогда, хотелось просто что-то придумать. Но я еще прикалываюсь с того, что на меня где-то в три года упал телевизор. Помню, я хожу-хожу по дому в лосинах и футболке, и в голове резко: «Нужно срочно надеть юбочку».
«А телевизор у нас был с большой жопой и стоял на тумбочке с одеждой. Я тяну за дверцы, и телевизор падает на меня, разрезая мне часть лица у глаза»
Мне глаз еле спасли, доктор хорошо всё зашил, сейчас почти ничего не видно. Я прикалываюсь, что вот это желание надеть юбку и удар по голове привели к божественному провидению стать стилистом. А вообще как было: в детстве всегда самые клевые вещи доставались от родственников — например, от Светки Спиридоновой, троюродной сестры.
«Приносили пакет с вещами: и я просто такая "уау"! Семья Светки была богаче, и шмотки были топовые. Я хайповала»
Приезд в Москву
В 10-м классе Наташа начала подыскивать вузы и направления для дальнейшей учебы. Выбирая между Краснодаром и Петербургом, девушка внезапно остановилась на Москве и Литературном институте им. Горького, который привлекал богатой историей.
— Но Литинститут — это ведь не единственное, почему ты поехала в Москву?
— Да. В Москве, конечно, больше возможностей, куча всего, многому можно быстрее научиться. А еще у меня случилась любовь с московским парнем. Меня родители не хотели пускать, а я грозилась уехать на попутках.
«Зов сердца позвал, любовь. Родители понимали, что я могу уехать на попутках, поэтому просто помогли переехать в столицу»
Но меня нигде в Москве не брали: в Литинституте сказали, что нужно подрасти, подучиться. А я еще за пару дней до поступления решила сделать перманентный макияж бровей — бесплатно. Это ж по сути татуировка такая.
«И я пришла в Лит с двумя полосками вместо бровей и ярко накрашенным "свистком" — ну чисто Кубань!»
Столичная жизнь
Тогда Наташа Мазаева случайно узнала про небольшой уютный Институт журналистики и литературного творчества рядом со станцией метро «Арбатская» и поступила туда. Она планировала поступить в Литинститут через год, но жизнь в Москве требует денег. Так, девушка в первый год учебы умудрилась совместить ее с перепродажей эксклюзивных кроссовок, раздачей флаеров, ведением мероприятий, работой в Adidas и массовках на киносъемках.
К вечным проблемам с финансами прибавились и нескончаемые переезды из хостела в коммунальные квартиры и обратно подальше от тараканов, клопов и «приставаний старперов». Но это были не главные проблемы. Столичная любовь девушки из Белой Глины не закончилась счастливым концом:
— Страдала, да, зато потом все-таки взяла и поступила в Лит. Тогда началась общага, где мне кто-то и сказал, что я хорошо сочетаю шмотки и почему же не работаю стилистом.
«А для меня это вообще была выдуманная профессия. Что это такое? Это что-то за гранью. Какой фэшн, когда ты живешь с клопами?»
Постепенно я начала отстраняться от какого-либо общественного мнения и трудностей, понимая, что мне на самом деле интересно было бы стилизовать. Я стала искать TFP-группы и съемки: это когда фотографы, модели, стилисты и визажисты собираются на бесплатной основе (иногда для проекта), чтобы у всех пополнилось портфолио красивыми снимками.
«Я буквально 30–40 людям написала рандомно, мол, хочу в проект: "Здравствуйте, я Наташа, стилист. Мое портфолио — это моя страничка во „ВКонтакте“"»
Потом ты начинаешь думать, где взять одежду для съемок, потому что это тоже часть работы стилиста — подобрать заранее необходимую одежду и приехать с ней на съемку. Денег у меня не было, чтобы самой что-то закупать. У меня было 1–2 тысячи рублей в неделю просто на жизнь. Спасибо, родители помогали. Но все-таки с вещами было не так понятно. Я стала узнавать, учиться, читать, смотреть видео, интервью. Было ясно, что никто не поможет.
«Я опять написала вразнобой 30–40 людям из разных шоурумов: "Привет, я Наташа, стилист, мне нужна ваша одежда. Дайте, пожалуйста"»
Пара человек внезапно откликнулись. Когда я пришла, увидела скепсис в их глазах, типа «А ты точно стилист?» Я не могу сказать, что я суперкруто выглядела тогда. К тому же это было во время учебы в двух вузах — Литинституте и ИЖЛТ, который я не бросала. Я помню первый раз, когда мне все-таки дали одежду для съемок в каком-то бутике в центре Москвы.
«Розовый плащ тысяч за 70 и блузку за нереальные бабки дали. Я всё это понесла в общагу, в комнату, где все курят»
Уже в студии, на съемках, я не знала, как себя вести. В первые разы было страшно. Могла ночь перед съемкой не спать. Ко мне подходили и спрашивали, нужен ли мне отпариватель. В студиях его аренда обычно стоит 300 рублей, а для меня это до фига.
«И я платила эти 300 рублей. У меня было чувство собственной использованности. Я не понимала, что это вклад в мое будущее»
Пришла в профессию
Постепенно Наташа сформировала небольшое портфолио, обзавелась контактами и поняла, как работает сфера фешен-съемок. Совмещая работу стилиста и другие (хостес в ресторане, SMM-менеджер в соцсетях), Наташа постепенно продвигалась по карьерной лестнице, знакомясь с большим количеством людей и обретая довольных и постоянных клиентов.
— Ты уже заканчивала журфак, но карьера активно продвигалась в стилизации. Была мысль, что надо решаться на что-то одно?
— Конечно, стоял вопрос: «Не занимаюсь ли я фигней?» Особенно когда ты не зарабатываешь достаточно своим делом. Я года полтора не могла вслух кому-то сказать, что я — стилист. У меня не было какой-то бумажки из школы, где обучают стилизации, а людям вокруг было бы с ней сильно проще. Надо понимать, что по сути я всегда училась и учусь всему сама, слежу за всеми трендами, знаю, что и где можно применить.
«А в школах ты просто обретаешь знакомства и понимание, как работает бизнес. Я всё это понимала дольше, потому что у меня не было изначально денег»
Но под конец университета появилась уверенность. Меня стали чаще звать на съемки, и я поняла, что надо принимать решение. Либо я сижу и на дядечку работаю, но чувствую себя некомфортно, либо я ухожу. Да, в неизвестность, да, фриланс, но зато я буду делать всё сама и делать свое дело, которое мне нравится, — признаётся девушка.
К 2022 году Наташа Мазаева успела поработать на съемках каталогов для Lamoda, Ozon и Wildberries. Она участвовала в рекламе Avito и бренда комика Паши Воли (Volya Wear). Наташа стилизовала съемки для Nike, Bogner, стилизовала показы Mercedes Benz fashion week. Она работала с блоггерами-миллионниками из TikTok-хауса Hype House, работала с офисными пространствами Flexity. Наташа стилизовала обложки для артистов, которые попадали на главную страницу плейлистов «Яндекс.Музыки».
— Я вряд ли могу даже примерно сосчитать, сколько теперь брендов проходит через мои руки ежедневно. Был проект для школы блонда Юлии Воронцовой.
«Там была коллаборация с известной фирмой, которая финансировала нашу большую съёмку, но компания официально ушла из РФ весной 2022 года»
По понятным причинам назвать компанию нельзя, что грустно. Периодически мониторю Wildberries и точно знаю, что наши клиенты частенько бывают в топах продаж, а это очень хороший показатель, учитывая количество брендов и сложности с выходом в лидеры.
— Иногда обидно, что труд стилиста не особо воспринимается и не особо ценится. Для многих это остается чем-то несерьезным. Вроде тыкнул пальцем, что нужно надеть, ходишь, говоришь манерно и попиваешь шампанское. Но это совсем не так. Каждый день приходится работать в режиме многозадачности, от стилизации зависят продажи на маркетплейсах, зависит общая картинка рекламы и клипов, для артиста стилист — это человек, который создает его уникальный, узнаваемый имидж
«Обычному человеку стилист поможет посмотреть на себя по-новому. "По одежке встречают" не такая уж печальная фраза»
Ранее MSK1.RU рассказывал, как пройдет Московская неделя моды с 20 по 26 июня. Мы также показывали самые дорогие платья для выпускного вечера и выбирали наряды на рынке «Садовод»: Balenciaga на сдачу и Versace, как у Бородиной.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».