Сервис «Зарплата.ру» провел исследование, которое показало, что четверть россиян готовы выделить на отдых в этом году только 30–50 тысяч рублей. 17% могут себе позволить потратить до 30 тысяч рублей. А тех, кто может отдать за отдых 110–130 тысяч рублей, оказалось всего 14%. Отдых за 130–150 тысяч рублей могут себе позволить только 4% жителей России.
Да, статистика не обнадеживающая, отдохнуть за 30 тысяч рублей в Сочи очень сложно, но некоторые умудряются. Вообще к разного рода исследованиям и опросам я отношусь настороженно, объять необъятное невозможно, опрашивают, как правило, небольшую группу людей. Мы решили обратиться к самым осведомленным в Сочи товарищам — таксистам и сотрудникам отелей — и узнать, какие туристы этим летом приезжают в Сочи, изменился ли контингент с начала пандемии? Их наблюдения легли в классификацию групп отдыхающих от наших коллег из SOCHI1.RU.
«Идет тетка в рваном сапоге под дождем, тащит чемодан доширака. Купила бы себе мяса, водки и дома выпила»
Таксист Геннадий всю жизнь живет в Адлере, 30 лет возит пассажиров. Ему есть что рассказать. В этом году появилась особая категория туристов — это люди, которые приехали на отдых на последние деньги, а кто-то в кредит и экономит буквально на всем.
— Еду по Олимпийскому парку, дождь стеной. Смотрю, идет тетка в рваном резиновом сапоге, тащит чемодан доширака. Подошва за ней волочится. Жалко стало, подобрал. Сразу сказала, что денег у нее на такси нет. Оказалось, приехала отдыхать, взяла кредит, поехала на автобусе в отель, но от остановки переться еще несколько километров. Бедолага, сидела бы дома, купила бы на эти деньги сапоги новые, мяса и водки, выпила, закусила, а сапоги бы носила еще 20 лет, — говорит Геннадий.
По его словам, в этом году особенно попадаются ему такие пассажиры, которые устали от рутины, пандемии и политической обстановки и просто хотят увидеть море, но уровень жизни не позволяет провести полноценный отдых в хорошем отеле, ходить в хорошие рестораны, вот и выкручиваются.
— В аэропорту тетку грузил в машину, у нее чемодану сто лет примерно, дернул неаккуратно за ручку, он порвался по шву, и оттуда дешевый доширак выпал, пачек 30. Знаете, такой самый дешевый — в пакетиках. Женщина даже смутилась, говорит, всю зиму копила, чтобы в нормальном отеле отдохнуть, по экскурсиям поездить, с советского времени здесь не была, а на питании решила экономить. Закупилась на оптовке лапшой, чаем, искусственным пюре, — говорит Геннадий, даже жалко ее стало, пригласил к себе на ближайшие выходные, жена была не против, шашлыком накормил, чтобы прочувствовала кавказское гостеприимство.
«Везут мешок картошки, тушенку и стоят у плиты»
Вторая категория отдыхающих, по наблюдениям владелицы гостевого дома в Адлере Оксаны, — это жители южных городов: Краснодара, Ростова, Воронежа, а еще Ставрополя, конечно же, не все, мы не обобщаем, а определенная категория. Всю еду они везут с собой, неважно, на машине они едут на отдых или на поезде. Тем самым экономят на питании, правда, женщины проводят большую часть отдыха у плиты.
— Такие гости сразу спрашивают, есть ли у нас кухня. Им неважно, что туалет один на несколько номеров, что нет в номере кондиционера. Им нужны самые дешевые номера. Главное — кухня и посуда для готовки. Женщины отдыха никакого не видят. С утра на кухне, только завтраком покормила семью, уже и обед нужно готовить. Мне прямо их жалко, что за отдых. У нас есть недорогие столовые, — говорит Оксана. На запах жареного лука, вареной рыбы, которую привозят с собой в консервах, жалуются другие отдыхающие. Притом раньше таких туристов были единицы, в этом году — массовое явление, пришлось установить дополнительную газовую плиту и холодильник.
— Они говорят, что дорого всё в Сочи. Вот семья сводила детей в «Сочи Парк» и оставила 15 тысяч рублей там, а потом несколько лет суп из холодильника едят. Я не понимаю тех, кто говорит таким людям: «Нет денег, сидите дома». Люди хотят моря, праздника, чтобы было что вспомнить, чтобы у детей были впечатления о море и запомнились на всю жизнь. Богатые в наши гостевые дома не едут, это средний такой класс, которые работают за зарплату, — говорит Оксана.
«Выделяют лимит на день и от него не отступают»
Третья категория отдыхающих — это те, кто заранее устанавливает себе лимит на день и от него не отступает. Это также средний класс, который может рассчитывать только на свою зарплату. Правда, в Москве и Воронеже они разные, но не суть. Сорить деньгами они не могут, но и кредиты на отдых не берут. Несколько раз за весь отдых могут позволить себе поужинать в кафе или ресторане, всё остальное время — в столовых. Живут, как правило, в гостевых домах или недорогих отелях, но всё же требуют минимальные условия — отдельный туалет и душ, кондиционер и телевизор в номере.
— Как правило, у таких туристов заложено две поездки на такси — с аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно. Всё остальное время они пользуются общественным транспортом или ходят пешком, покупают экскурсии, по вечерам стараются далеко от отеля не отходить, чтобы не возвращаться на такси. Для них стоимость проезда из совхоза «Россия» в центр Адлера 400 рублей — просто шок, — говорит таксист Геннадий, такие туристы устанавливают себе шагомеры на телефоны и находят свои волшебные 10 тысяч шагов и больше, заботой о здоровом образе жизни объясняют и питание в столовках. В день они не готовы тратить больше 2–3 тысяч рублей.
«В номера заказывают устрицы и дорогое шампанское»
Четвертая категория — это люди, которые могут себе позволить побольше, чем третья, они едят исключительно в дорогих ресторанах, хотят попробовать разные блюда и разную кухню. Живут в отелях в 3–4 звезды с бассейном и спа, могли бы позволить и подороже, но не видят в этом смысла. Управляющая трехзвездочным отелем в Сочи Карина рассказала, что это в основном жители Москвы, Санкт-Петербурга, есть и из других городов. Они пользуются услугами трансфера, требуют дорогие автомобили, любят хорошую еду и комфортный отдых на хорошо оборудованном пляже.
— В номера заказывают свежие устрицы и дорогое шампанское. Такая категория гостей побывала много где в мире, требуют отменного сервиса, но не хамят. Мы стараемся не ударить в грязь лицом и создаем им условия не хуже, чем на заграничных курортах. Недавно у нас отдыхала большая семья из Москвы, они сразу нас попросили найти им хорошую няню для детей. Свою привозить не стали, мы им нашли здесь. Она занималась с детьми, они ездили на ВИП-экскурсии, в спа, в горы, в бани. В ресторане почти не питались, заказывали в номер, — рассказала Карина.
«Как жаль, что я не на Лазурном берегу, а в этом гадюшнике — Адлере»
Ну и последняя категория нашей классификации — это туристы, вынужденные проводить отпуск в Сочи. Им этот мир уже абсолютно понятен, они побывали везде, где только можно, но в силу разных обстоятельств в этом году приехали на российский курорт, где им не нравится абсолютно всё. Николай, который предоставляет услуги ВИП-трансфера из аэропорта, говорит, что они уже садятся в машину с кислой физиономией. Лететь больше 4 часов из Москвы в Сочи им не нравится. От отдыха на курорте они не ждут ничего хорошего. Это в основном звезды, ну или известные в стране люди.
— Как жаль, что я не на Лазурном берегу, а в этом гадюшнике — Адлере. Вот так и говорят многие наши клиенты. Пренебрежение чувствуется, они всячески подчеркивают, что никогда бы не приехали в Сочи, даже если бы им еще за это доплатили. Им не нравятся гостиницы, сервис, даже в лучших отелях. Они отрываются на водителях, сотрудниках отелей, официантах. Вредничают, хнычут и выкладывают слезливые посты в соцсетях. А недавно мы возили известную в стране личность, а она отказалась платить, потому что мы должны быть счастливы, что она снизошла до нас, — рассказал Николай.
Недавно в сочинских телеграм-каналах был опубликован пост известного телеведущего Дмитрия Шепелева, который отдыхал в Адлере с новой женой и двумя детьми. Он тоже, гуляя по адлерской гальке, мечтал о Лазурном береге. И не скрывал, что оказался здесь случайно, по недоразумению, на день. В первый и последний раз!
В комментариях на него вылились тонны помоев, которые он вряд ли прочитает. И кто-то еще говорит про патриотизм, а ведь он — ведущий Первого канала.