Верховный суд России отказал в иске Давиду Чепечяну и разрешил считать самокаты транспортным средством и источником повышенной опасности. Мы спросили у эксперта и популярных служб кикшеринга, как это решение повлияет на ситуацию с ДТП с электросамокатами.
По словам Максима Едрышова, руководителя общественного центра «Автомобилист», логика обращения гражданина в суд непонятна: уже давно, согласно действующему законодательству, на электросамокат с мощностью более 250 Вт требуются права категории М, которые выдаются водителям мопедов. А на самокаты мощностью до 250 Вт «не требуется никаких прав и специальных познаний — они приравниваются к пешеходам». Виновник аварии, столкнувшись с транспортным средством, несет такую же ответственность, как если бы сбил пешехода. Поэтому, по мнению Едрышова, непонятно, с какой целью Чепечян выступил с административным иском.
По мнению представителя правительства России Гайка Марьяна, выступавшего на суде, виновник так или иначе будет нести ответственность за ДТП, которое повлекло смерть человека. При этом совершенно неважно, сдавал ли погибший на права, следует из информации РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации). MSK1.RU не смог связаться с адвокатом Чепечяна Оксаной Глуховой и узнать, почему ее подзащитный подал в суд.
— Могу точно сказать: для электросамокатов в правовом регулировании ничего не изменится, — объясняет Максим Едрышов.
«Сейчас, согласно ПДД, водители самокатов, как и мопедов, обязаны сдавать на права, держаться правой стороны проезжей части и быть за рулем трезывми»
— Также самокаты не могут ездить по велодорожкам, что довольно абсурдно, — рассказал Максим Едрышов. — Год-полтора назад мы направляли согласованные проекты в правительство России, чтобы подробно прописали правила дорожного движения этого средства, в том числе пояснили, с какой максимальной скоростью он может двигаться, однако непонятно, по какой причине вопрос не сдвинулся с места и когда же его смогут рассмотреть
В кикшерингах Urent и Whoosh также отмечают, что решение Верховного суда касается конкретного транспортного средства, чья скорость явно превышала 25 км/ч.
Самокаты кикшерингов давно ограничены в скорости, поэтому по закону их нельзя отнести к мопедам. Более подробную оценку решению Верховного суда сервисы смогут дать после его публикации.
— Министерство транспорта России готовит законопроект при участии компании Urent, чтобы внести термин СИМ — средств индивидуальной мобильности — в новую редакцию ПДД, — рассказали MSK1.RU в Urent. — Под него попадают шеринговые самокаты, которые имеют ограничение до 25 км/ч. В сервисе три года действуют скоростные ограничения самокатов. Скорость в отдельных зонах составляет даже ниже установленного законом требования — 15 км/ч.
Аналогичная практика и в работе сервиса Whoosh: так, в парках, скверах и «зонах с интенсивным пешеходным потоком» скорость средства системно ограничивается до 10–15 км/ч.
В прошлом году владельцев электросамокатов нередко приравнивали к автомобилистам. Их лишали прав и заставляли платить за штрафстоянки. Активный пользователь самоката поделился единственно верной этикой езды на электросамокате среди пешеходов.
Нередко водители электросамокатов становились причиной для бурных обсуждений. Так, например, проходили обыски полиции в петербургских офисах шеринговых компаний, связанные с расследованием уголовного дела по статье 238 УК РФ, то есть оказание услуг ненадлежащего качества. Поводом послужили несколько громких случаев, в частности разборки самокатчиков с пешеходом, а также серия наездов на детей: уголовные дела возбуждены и в отношении водителей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».