
Однажды мы решили, что Стамбул исследован вдоль и поперек, и поехали расширять географию. В качестве точки назначения выбрали Измир — город на Эгейском побережье, второй по величине в Турции. Загрузились в машину — и в путь. Расстояние между городами — почти 500 километров. Увидели много интересного, а заодно собрали немало лайфхаков и делимся полезной информацией с читателями MSK1.RU.
ПДД в Турции: теория и практика
Оговорюсь сразу: чтобы успешно водить в Турции, нужно забыть практически обо всём, чему вас усердно учили в российской автошколе. Идеально — почувствовать себя молекулой в броуновском движении и присоединиться к части всетурецкого хаоса, который творится на дорогах. Через двойную сплошную? Да, если очень хочется, — и даже улыбчивый дорожный полицейский мне как-то помогал в этом в старом районе Стамбула. Припарковаться как ***** (неправильно. — Прим. ред.) — легко, было бы место, желание и соответствующие водительские навыки. Проехать под «кирпич», потому что так короче? И это возможно, внутри кварталов камер нет.
Впрочем, я никоим образом не призываю вас грубо нарушать ПДД. За это и в Турции прилетают штрафы — поверьте, немаленькие.
Правила дорожного движения в целом идентичны российским, правда скоростные лимиты различаются. Так, в городской черте в Турции разрешенная скорость для легковых автомобилей — 50 км/ч, на междугородних трассах — от 90 до 110 км/ч в зависимости от числа полос и разделительной полосы, а вот на автомагистралях можно разгоняться до 120 км/ч (поговаривают, что хотят увеличить до 140). При этом практически везде установлены камеры видеофиксации и за сильные превышения штраф приходит неотвратимо.
Почем штрафы для народа?
Наказание за нарушение ПДД в Турции одинаково для всех — как для граждан, так и для иностранцев. Поэтому лепет: «Мы тут не местные, я не знал», — тут не прокатит. Поймали штраф — извольте платить. Если не сделать это вовремя, то начислят пени.
А теперь — в цифрах. Если вас впервые поймают за рулем подшофе, то штраф составит 1823 лиры (6334 рубля), повторно — 2286 лир (7943 рубля). Наказание за непристегнутый ремень безопасности — 196 лир (681 рубль), за разговор по мобильному или езду без техосмотра — 427 лир (1484 рубля). Самые существенные кары — за дрифт на дорогах общего пользования — 9125 лир (31 707 рублей) и управление авто в состоянии наркотического опьянения — 9410 лир (32 697 рублей). Езда без прав сократит ваш бюджет на 3674 лиры (12 766 рублей). Здесь россиянам нужно быть внимательными: права, выданные родной ГИБДД, действительны в Турции только 6 месяцев после въезда. После этого их нужно будет обменять на турецкие или заново отучиться в местной автошколе. Ну или въехать — выехать заново. После 6 месяцев непрерывного проживания в стране российское водительское удостоверение становится недействительным (международные права не годятся тоже) — и любой остановивший дорожный полицейский вправе выписать вам крупный штраф и вызвать эвакуатор.

Кстати, МРОТ в Турции составляет 5500 лир (18 843 рубля), и для жителей страны штрафы довольно чувствительные.

Как поменять права на турецкие
Это не так сложно, как кажется. Сначала вам нужно записаться на прием в управление по делам населения (нюфус) — взять рандеву. Затем собрать пакет документов:
цветная фотокопия карточки ВНЖ (с двух сторон);
цветная фотокопия всех заполненных страниц загранпаспорта;
цветная фотокопия российского водительского удостоверения (с двух сторон);
нотариально заверенный перевод на турецкий российского водительского удостоверения;
нотариально заверенный перевод школьного аттестата.
После этого с пакетом документов нужно прийти в госучреждение в назначенное время, отдать бумаги сотруднику, расписаться на всех бумагах и ждать. Новые права, турецкие, пришлют вам на дом почтой, а вот российское водительское удостоверение отправят в ГИБДД на родину по месту прописки.
За удобство надо платить

На нашем пути были автомагистрали. Мы специально выбрали платную дорогу, чтобы доехать быстро и не по загруженный трассе. Время в пути составляет порядка 6 часов, если топить на газ без остановки. Автобан проложен в обход населенных пунктов. Правда, за удовольствие прокатиться с ветерком нужно платить: 214 лир за автобан, 184 лиры — проезд через мост Османгази, он сокращает путь вдоль Мраморного моря. Итого — 398 лир (1364 рубля).
Есть альтернатива — бесплатные трассы, разница лишь в том, что зачастую они проходят через населенные пункты и увеличивается время в пути. Но зато можно увидеть много чего интересного, купить местные деликатесы или просто вкусно и недорого пообедать в придорожном кафе.



Широко распространены в Турции и платные парковки. Есть и так называемые vale — это удобно, когда в деловых кварталах больших городов или в историческом центре, где яблоку негде упасть, а не то что машину припарковать, отдаешь ласточку с ключами, и работник такой вот стоянки на пятачке тасует машины как колоду карт под нужды автомобилистов. Я наблюдала за их работой: так парковать машины, буквально в сантиметрах друг от друга, сродни искусству. Цены, кстати, не заоблачные — от 20 лир (70 рублей) в час, на длительный срок действует скидка, ну или торг всегда уместен.
Где заправить ласточку?

Когда в Турции заходит речь о ценах на бензин, местные жители, даже не автомобилисты, закатывают глаза, томно вздыхают и начинают долго и пространно сетовать на кризис, мировой заговор и недальновидность властей, причем всех сразу. И действительно, цифры на заправках поражают воображение. Сейчас литр 92-го стоит 22,25 лиры (77,31 рубля) за литр, 95-го — 24,95 лиры (86,71 рубля) за литр, газ — 10,79 лиры (37,49 рубля). Причем стоимость топлива в разных городах страны отличается, и порой очень сильно.

В Турции широко распространены сетевые заправки: BP, Shell, Opet, Petrol Ofisi, TP, Total. Есть и более мелкие, например Aytemiz и Akpet. Встречаются и привычные россиянам Lukoil — и даже логотипы практически одинаковые.

На крупных есть комфортные и чистые туалеты, маркеты с неплохим ассортиментом и кофе, а также дополнительные фишки — например, вам бесплатно помоют стекла и фары, пока бак заполняется топливом. На всех станциях работают заправщики, и если вы платите наличными, то рассчитаться за горючее можно, не выходя из машины. По карте — придется идти на кассу. Чек вам выдадут при любом варианте оплаты.