Недавно власти Москвы утвердили бюджет города на 2023 год и опубликовали его открытую часть. Самая большая часть бюджета — почти триллион рублей — уйдет на развитие транспортной системы. Из них почти 400 миллиардов — на «автомобильные дороги и улично-дорожную сеть». Примерно столько же власти Москвы в этом году потратят на строительство нового жилья, капитальный ремонт и все спортивные программы. Для сравнения — расходная часть бюджета всего Краснодарского края — одного из богатейших российских регионов — в 2022 году составила чуть больше тех же 400 миллиардов.
Большая часть этих денег — 200 миллиардов — уйдет на строительство новых дорог. В Москве сейчас заканчивается строительство Московского скоростного диаметра (МСД) — это большие магистрали, которые соединяют трассы М-11 и М-12. На ремонт и содержание дорог власти Москвы потратят еще примерно 100 миллиардов рублей.
При этом в Москве жители города продолжают жаловаться на пробки, а новые дороги не приводят к решению проблемы, считают урбанисты.
— Машин в принципе стало больше, а ехать до новых магистралей всё равно нужно по старым улицам. Магистрали привели к перегрузке уже существующей уличной сети, — говорит урбанист и автор Telegram-канала «Город для людей» Аркадий Гершман. — Хорды (речь как раз о МСД. — Прим. ред.) не избавили город от пробок. А в случае проспекта Мира, проспекта Буденного, Петровско-Разумовской лишь сформировали новые заторы там, где их раньше особо не было. И это на фоне того, что в Москве лишь 10–15% поездок в течение дня осуществляются на автомобиле.
Речь идет о глобальной проблеме. Локальные истории, связанные с какими-то поломками автомобилей, на дорогах Москвы практически не случаются. Экс-депутат Госдумы и руководитель проекта «Убитые дороги» Александр Васильев отмечает, что не представляет, «чтобы кто-то пробил колесо в Москве», а большинство жалоб из региона ему приходят из Новой Москвы — «где еще не всё доделано».
— По мировым меркам — это современная большая система, которая и должна существовать в мегаполисе. Мегаполис Москва сравним разве что с Берлином, Парижем, Лондоном. Всё остальное в Европе с Москвой не так соизмеримо, — объясняет Васильев корреспонденту MSK1.RU. — Практически любой человек, живущий в мегаполисе, чтобы сходить на работу, использует какой-то вид транспорта. В город постоянно приезжают из других регионов.
«Чтобы это выдержать, нужен большой бюджет и решение проблем»
Васильев отмечает: благодаря быстрому развитию инфраструктуры, Москва может помогать другим регионам. Например, соседи часто получают от Москвы общественный транспорт, светофоры или плитку, которые уже были в пользовании, но у которых еще есть ресурс — они просто для Москвы уже «недостаточно функциональны».
— Речь же о миллионах поездок в день — соответственно, отсюда высокие доходы. Большое количество автомобилей — это транспортный налог, который платится в бюджет субъекта. Это серьезная экономика, — считает Васильев. — Москва — это большой транспортно-логистический хаб. Согласен, было бы странно, если бы при этом бюджете еще бы просили какие-то федеральные деньги на свои проекты. В Москве все проекты из бюджета субъекта финансируются.
Кандидат экономических наук, экономист Николай Кульбака отмечает, что в городе всегда тратились огромные деньги на транспорт. При этом он считает, что строительство новых магистралей не решает проблему пробок.
— Проблема не в том, чтобы строить огромные магистрали, а в том, чтобы нормально развивать город, где было бы большое количество небольших магистралей, где были бы параллельные пути проезда, где были бы многовариантные пути движения, потому что, понимаете, у вас будет огромное количество проблем при въезде на эти магистрали и огромное количество проблем при выезде с них. Все эти проекты очень удобны, чтобы закапывать в них огромное количество денег и чтобы показывать их высокому начальству, а для людей они не очень удобны, — объясняет Кульбака.
Экономист отмечает, что развитию города скорее способствует формирование конкурентного рынка, а не огромные бюджетные вливания. Из-за этого город застраивается «кривым образом». Николай Кульбака объясняет: Москва разбита по секторам с помощью железных дорог и реки, это надо учитывать.
— Если с рекой разобраться сложно, то с железными дорогами можно достаточно легко упростить ситуацию. Например, делать несколько путепроводов или проездов под железными дорогами. Но это никому не интересно, потому что это неэффектно, некрасиво, не очень прибыльно с точки зрения больших денег.
«Поэтому и делаются большие крупные проекты, на которых легко заработать и пилить»
Ранее MSK1.RU писал о том, что в Москве запустят самый длинный городской автобусный маршрут — по новым скоростным магистралям. Для этого уберут и сократят популярные старые. Напомним, ранее чиновники мэрии Москвы пообещали проиндексировать социальные выплаты пенсионерам и семьям с детьми на 10% с 1 января 2023 года. На это из бюджета потратят 591,5 миллиарда рублей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».