В Московской области идет строительство Южно-Лыткаринской автодороги. Она станет продолжением трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. В Видном дорога пройдет прямо под окнами домов, и последствия этого ощущаются уже сейчас.
MSK1.RU рассказывает, почему жители Видного собирают деньги на экспертизы и выходят на улицы против новой платной дороги.
Что это за дорога?
Проект автодороги существовал в Московской области и ранее. Южнее МКАДа трасса изначально называлась Солнцево — Бутово — Видное. Сейчас ее стали именовать Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, однако на Варшавке она не закончится.
Южно-Лыткаринская автодорога пройдет от Варшавского шоссе через Видное, Молоково, Лыткарино и Томилино в Железнодорожный и станет дублером МКАД.
Строят трассу по концессионному соглашению. Правительство МО заключило договор с ООО «Лыткаринская платная дорога». Инвестор привлечет средства, а затем будет получать доход. Таким образом, трасса будет платной: 10 рублей за километр.
Жители новых микрорайонов в Видном о дороге знали. Однако строительство такой широкой и скоростной трассы стало сюрпризом.
— Когда мы покупали квартиру, то смотрели градостроительный план. На месте «монстра» планировалась местная дорога в 4 полосы. Каким образом была согласована скоростная трасса в 20 метрах от многоэтажных домов, я даже боюсь предполагать, — рассказывает MSK1.RU жительница Завидной улицы Инесса.
В генеральном (проектном) плане Видного дорога Солнцево — Бутово — Видное отмечена как «дорога обычного типа регионального значения». При этом другие существующие трассы считались скоростными.
Концессионное соглашение заключили в феврале 2020 года, а проект планировки территории автодороги — в декабре 2020-го (его меняли в 2021-м). И вот в документах на сайте Ленинского района дорогу Солнцево — Бутово — Видное отмечают как 1-ю категорию. В них входят именно скоростные автодороги.
— Никогда не думают о дорогах, когда отдают разрешение на строительство. Если вы строить начинаете, подумайте о дорогах и о людях: как они будут выезжать, как они будут добираться. У нас утром во всем городе неизвестно что, — возмущается жительница Видного Галина.
«Прежде чем строить, нужно об этом думать, а не пихать под окна трассы и говорить, что люди еще за это благодарны»
Как она довела местных жителей до протестов
Трасса «ЮЛА» фактически станет дублером МКАД и пройдет по границе города Видное. Жители микрорайона Завидное «получат» дорогу прямо под окнами домов. По их словам, расстояние от окон до стройплощадки — около 20 метров.
— Это мое единственное жилье, и мои окна выходят только на будущую трассу, потому что однокомнатные квартиры в нашем микрорайоне в доме с такой планировкой имеют только такое расположение. Получается, что ни летом, ни зимой я даже не смогу открыть окна, — рассказывает MSK1.RU жительница Завидной улицы Инесса.
Раньше у жителей микрорайона была парковка. Из-за строительства ее закрыли. Это вызвало коллапс: на узкой дорожке автомобили встают в пробку.
— Где сейчас стройка идет, раньше была парковка на 600 машин. Ее убрали, места не дали. Машины теперь во дворах, подпирают друг друга. Мое предложение было хотя бы убрать знаки, — объясняет один из участников протестного схода.
«Они уже не действуют, потому что за забором. Каждый день эвакуируют машины — такая кормушечка получается»
— Альтернативные парковки обещали до конца февраля — мы их так и не увидели. А осенью будут закрывать еще одну большую парковку на 700 мест, — добавляет Юлия Гусева.
Видновчане возмущаются не только парковкой и будущей дорогой, но и процессом строительства.
— Только стройка началась — уже в квартирах шум. Невозможно открыть окно. А если придет лето, нельзя будет проветрить. Мы просыпаемся, семь часов — уже идут работы. Бурят, стучат: ни спать, ни потом выехать из дома нельзя, — с горечью рассказывает Галина.
На юге Видное граничит с деревней Сапроново. Формально это разные населенные пункты, но, по сути, всё равно единое целое.
— Разделяют две части города. А у нас здесь дети: детский сад, школа, и туда нельзя будет просто так ходить, — говорит жительница Видного Галина на народном сходе.
Жители жалуются на разрыв связи. Путь от одних домов до других увеличился в разы.
— У нас тут школа. Там тоже есть, но сюда ходили на секции. Был нормальный проход через рощу, метров на 500. Как мы будем ходить теперь — непонятно. Сейчас предлагают обходить до круговой развязки, — рассказали MSK1.RU видновчане на месте строительства.
Роща была для жителей микрорайонов не только путем в школу, но и местом для прогулок и отдыха. Она находится в пространстве между микрорайонами, и расстояние не такое большое.
На чьи деньги идет строительство
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Лыткаринская платная дорога» было образовано 7 февраля 2019 года. Компания имеет уставной капитал 10 миллионов рублей: из них 10 тысяч принадлежат ее гендиректору Алексею Строганову, а остальные средства — ООО «Русдор-Финанс».
Обратим внимание на «Русдор-Финанс». Если верить ресурсу «Контур.Фокус», ее гендиректором также является Алексей Строганов и ему принадлежит 1/3 компании. Остальные 2/3 принадлежат Ольге Пучковой, причем уставной капитал организации — 20 тысяч рублей.
По данным «Интерфакса», в 2020 году ситуация была иной. Тогда издание писало, что 80% «Русдор-Финанса» принадлежало Строганову, а остальная часть — Ольге Хромченко. Другие СМИ связывали ее с министром финансов России Антоном Силуановым, но она все связи с главой Минфина отрицала.
Вернемся к ресурсу «Контур.Фокус». Если верить сайту, и «Лыткаринская платная дорога», и «Русдор-Финанс» находятся в залоге у Газпромбанка.
Интересна и суть концессионного соглашения ООО «Лыткаринская платная дорога» с Московской областью. В 2020 году издание написало, что при ряде условий компания получит компенсацию от государства: если движение будет не таким интенсивным (проезд, напомним, платный), если власти снизят плату за проезд, не предоставят земельные участки и если соглашение будет расторгнуто.
При этом, по утверждению «Ведомостей», Московская область могла вложить в проект почти 35 миллиардов рублей из федерального бюджета.
Жители Видного борются против строительства «Юлы»
Возле одного из домов на Завидной улице жители Видного по воскресеньям устраивают народные сходы. Первый состоялся 29 января, а на второй обратили внимание MSK1.RU. Тогда люди перегородили дорогу технике и вывесили из окон плакаты.
Всего видновчане провели семь подобных акций. Они собирали подписи против строительства. Протест переместился в Москву: жители принесли подписанные обращения в Администрацию президента и Генпрокуратуру.
Инициативная группа обратилась в суд. Во время нашего прямого эфира активист и юрист Александр Муравьев рассказал о сложностях в разбирательствах.
— Мы требовали у ответчиков предоставить оригиналы государственной экспертизы. Они без стыда и совести заявили, что предоставлять не хотят, не будут и не обязаны. Они прекрасно знают, что уже согласовали позицию: решение будет против нас, — громко рассказывал жителям мужчина.
Кроме этого, жители Ленинского округа собирают деньги на свои, независимые экспертизы. Если верить им, то в районе дороги будут превышены показатели шума и вредных выбросов.
Жителей забанили в соцсетях
8 февраля, после первого народного схода, администрация Ленинского района встретилась с жителями Видного. Беспокойство жителей из-за подготовительных работ к стройке признали справедливым.
Администрация района обозначила, что представитель подрядчика будет на круглосуточной связи с чиновниками. Еще жителям пообещали, что их будут заранее информировать обо всех работах.
Также администрация заявила, что подрядчику поставили условие: заезд техники разрешат только после того, как жителям организуют другие площадки для парковок. Однако, как утверждают видновчане, стройка продолжается, а парковочных мест люди так и не дождались.
Жители Видного штурмуют соцсети чиновников — и жалуются, что их массово банят. Так, по их словам, пропадают комментарии в ресурсах губернатора Московской области Андрея Воробьева. Кроме этого, жительницу Завидной улицы Юлию Гусеву обвинили в организации несогласованного митинга и оштрафовали на 20 тысяч рублей.
Еще администрация пообещала показать жителям паспорт объекта. Его в итоге вывесили, но не сразу.
Сначала вместо паспорта появился ОМОН. Под его прикрытием вырубили рощу между микрорайонами Завидное и Купелинка (деревня Сапроново).
Вместе с этим Минтранс Подмосковья объявил, что проект Южно-Лыткаринской автодороги изменили. Так, трасса пройдет в обход «Усадьбы Суханово», но всё же зацепит зону охраняемого природного ландшафта.
В бастующем микрорайоне почти 300 метров трассы поместят в тоннель. При этом выезд из тоннеля будет рядом с теми домами, жители которых и жаловались на расстояние в 20 метров под окнами.
Кроме этого, построят развязку с М-4 «Дон», сохранят земельные участки в деревне Орлово и, видимо, отодвинут трассу от ЖК «Усадьба Суханово». В протестных микрорайонах в Видном уберут съезд к одному из жилых комплексов.
Ответ властей
Редакция MSK1.RU отправила запросы пресс-службе губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и главе Ленинского округа Алексею Спасскому. В администрации округа нашу редакцию перенаправили в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Уже месяц мы ожидаем ответ от комитета.
В феврале Московскую область всколыхнул народный сход, который прошел в Видном. Местные жители высказались о том, что трассу строят прямо под окнами их домов. Еще один народный сход против строительства дороги «ЮЛА» MSK1.RU показали в прямом эфире. Читайте репортаж нашего корреспондента с места о том, как всё происходит. Позже на месте строительства под прикрытием ОМОНа вырубили березовую рощу: она связывала микрорайоны, и там гуляли видновчане. Кроме этого, жители Видного приехали в Москву к зданию администрации президента.
Все новости о протесте в Видном вы можете найти в одной теме.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».