— Мы на грани выживания, работаем за спасибо, — такие разговоры водителей можно было услышать у столичного офиса поддержки сервиса «Яндекс.Такси» днем 20 марта.
Забастовка таксистов
Десятки водителей такси из Москвы собрались на севере Москвы после того, как «Яндекс» изменил правила пользования сервисом. Возле офиса компании на Огородной улице оказались водители, которые работает в «экономклассе», в «комфорте» и даже в «бизнесе». Все они требуют убрать нововведения и вернуть возможность покупать «смены».
«Смена» — это форма комиссии с фиксированной стоимостью за количество выкупаемых часов. В обычном режиме водитель такси платит «Яндекс.Такси» комиссию с каждого заказа. Покупка «смены» позволяет избежать этого. Можно разом заплатить стабильную сумму за день (или другой период), а дальше работать на себя.
Как рассказали сами водители, компания отключила возможность покупки «смен» на всех тарифах еще 13 марта. Но таксисты еще неделю ездили и пытались понять, как изменился их заработок за заказы. В итоге, как уверил корреспондента MSK1.RU Максим, работающий в тарифе «бизнес», чтобы начать зарабатывать, ему приходится работать вместо пяти-семи часов — восемь.
«А чтобы мне поддержать прежний уровень дохода, нужно работать не 12–13, а порядка 16 часов»
Раньше, как объяснил мужчина, водители платили фиксированную сумму от 1,5 до 2 тысяч рублей, за счет чего 12 часов не платили комиссию. Теперь от каждого заказа они должны платить от 23 до 30%.
— Плюс процент парку либо за самозанятость, за налоги, что сильно сказывается на доходах, — добавил Максим. — Мы теряем в день от 1000 до 5000 рублей, что в месяц выливается в 20–70 тысяч рублей недополученной нашей чистой прибыли. Это приводит нас к вынужденным переработкам.
Голодовка
Сами водители, кажется, готовы идти на крайние меры. Пока одни пытались поговорить с представителями компании в офисе «Яндекс.Такси», другие в толпе подписывали петицию за возвращение «смен» и обсуждали возможность голодовки. В это время дежурившие на месте сотрудники полиции проверяли у некоторых документы.
— Мы не нарушаем закон, приехали сюда не пикетировать и не лозунги выкрикивать. Мы лишь хотим спросить, почему так произошло, когда будет сделано обратное, и отстаивать свои законные интересы. Мы готовы объявить голодовку, — сказал Анушаван в разговоре с сотрудниками полиции.
В итоге полиция предложила пройти нескольким таксистам в офис компании еще раз, чтобы встретиться с руководством компании. Правда, охрана компании бастующих водителей внутрь пускать не собиралась и преградила им дорогу — «пройдет только полиция». Впрочем, после просьбы правоохранителей их всё же запустили внутрь.
Но уже внутри сотрудники компании сначала уединились на разговор с полицией. И только спустя полчаса позвали двух таксистов внутрь. Правда, встретиться с руководителями компании никому из бастующих так и не удалось. Их петицию отсканировали и отправили в головной офис. На этом встреча закончилась.
— Сейчас отсканировали и отправили нашу петицию в главный офис. Оригинал мы отвезем туда в ближайшее время. Мы возьмем талон, что ее приняли. До 29-го числа это всё. Пока работаем в стандартном режиме до этой даты. Смотрим ответ компании, ждем реакции. Они обещали с нами встретиться, — сказал водитель Анушаван после встречи.
К этому моменту у здания офиса остались лишь человек десять. Они выразили надежду, что их действия к чему-то приведут. В противном случае еще раз выразили желание начать голодовку.
«Мы готовы к разным методам воздействия, но всё на законных основаниях. Если это голодовка, то только по закону»
А что компания?
В пресс-службе «Яндекс.Такси» рассказали MSK1.RU, что смены давно упразднены практически во всех регионах. Для их выполнения водители должны были проводить на линии длительное время. Это не всегда удается, и часть смен «сгорает».
— Мы заранее предупредили водителей в Москве об упразднении смен и о переходе на новую систему бонусов, которая с прошлого года эффективно работает в других регионах и помогает водителям больше зарабатывать, — сообщили в компании.
То, что возможность покупки «смен» отключили и в других регионах, подтвердил MSK1.RU таксист из Тюмени.
В самой же компании считают, что после нововведений водители ничуть не пострадали. По их данным, с января по март 2023 года заработки столичных водителей, выполнявших заказы в бизнес-тарифах, выросли в среднем на 20% по сравнению с началом прошлого года. На прошлой неделе, когда новая система бонусов начала действовать в Москве, водители, выполняющие заказы Ultima, зарабатывали в среднем от 850 до 1200 рублей в час — как в пиковые дни в декабре, когда доходы таксистов традиционно растут.
Подобный случай 14 марта произошел и у московского офиса Wildberries. Там собрались владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса. Десятки человек с документами и финансовыми отчетами в руках требовали от руководства компании объяснений по поводу недавно введенных правил, грозящих владельцам ПВЗ новыми штрафами.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».