В Москве и Московской области, где самая высокая плотность населения в России, свой клочок земли особенно ценен. Если поехать на электричке в сторону станции Монино Ярославского направления, то можно увидеть дачные участки прямо у железной дороги. Фотокорреспондент MSK1.RU Артем Устюжанин отправился туда. Публикуем его рассказ (и, конечно, снимки) о том, что он увидел между станциями Бахчиванджи и Циолковская.
Повсюду небольшие, причудливые домики и заборы. Ощущение, что эти постройки собраны из предметов, которые должны были оказаться не здесь, а на помойке. Но у людей рука не поднялась это сделать, потому что у них есть смекалка и бережливость.
Атмосфера здесь особенная — помимо шума проносящихся электричек добавляется звук садящихся и взлетающих самолетов с аэродрома Чкаловский. Первые огороды находятся у ступенек железнодорожной платформы. Забор одного из участков наполовину собран из дверей, а теплица в самом огороде — из окон.
Следующий участок встречает колючей проволокой и дверью, как будто пережившей бубонную чуму. На ней — «приветливая» надпись: «Не влезай — убьет». Эти места на первый взгляд кажутся безлюдными, но на самом деле это не так.
— Во второй половине дня здесь появляются люди, — пояснил мужчина, ждущий на станции электричку.
И только он это произнес, как в одном из дворов появился хозяин. Кажется, мужчина очень ценит уединение и поэтому открывать дверь не стал — Сергей общался не без любопытства и через щель:
— Как появился участок? По наследству. Этот забор еще мой дед строил. А я его сейчас, бывает, ремонтирую кое-где. Что выращиваю? Да ничего! Сливы и смородина сами растут. Осенью только собираем их. Ведрами. В основном отдыхаем тут, проводим свободное время. Жарим шашлыки. Шум? Нет, не мешает.
Сергей отошел в сторону, и глазу открылся российский триколор, который висит на крыльце его дома.
Другие огороды расположены на другой стороне от железнодорожных путей. От станции до них можно дойти по лесной тропинке. В самом начале можно увидеть обжитую теплотрассу, турник, сделанный из лопаты, и уличный туалет. А затем — низкие домики и дворы, украшенные чем только можно. У умельцев ничего не пропадало — в ход шли и старые рекламные баннеры, и детские игрушки.
— Мне этот участок достался от родственника. Выращиваю здесь картошку, — объяснил хозяин огорода, который размечен куклами.
Пока я ходил, разглядывал и фотографировал заборы и домики, за мной наблюдала одна из дачниц. Когда я объяснил, в чём дело, женщина облегченно вздохнула:
— А то я испугалась, что за незнакомец! — сказала она. — Если хотите узнать подробнее об этих дачах, идите в самое начало, где самый хороший и высокий домик. Там живет бабушка, которая всё знает.
Пока я шел к этому дому, сделал еще несколько снимков. Посмотрите, как оформлены остальные дачные участки вдоль железной дороги.
Оказалось, что в самом высоком домике у железной дороги бабушка живет не одна, а со своим дедушкой. Из трубы шел неспешный дымок. Пока женщина полола грядку, ее муж возился в теплице. На мой клич они отозвались неохотно:
— Эти участки раздавали сотрудникам железной дороги, — сказала женщина. — Нам его отдали соседи. Они очень старенькие и не могут уже ухаживать.
Наш разговор прервал проносящийся монинский экспресс. Мне было пора возвращаться на станцию, чтобы на ближайшей электричке уехать домой. Из окна вагона, в который я сел, пассажиры наблюдали, как стремительно проносятся картинки причудливого дачного быта. И каким людям пришло в голову давать участки в двух шагах от железной дороги? Наверное, это были философы-романтики, которые хотели доказать людям, что всё второстепенное проходит мимо, а главное остается.
Согласны с автором?
Ранее мы показывали большой фоторепортаж о заброшенном микрорайоне в Подольске и необычных пассажирах метро и электричек. Кроме того, мы рассказывали о том, что думают жители близлежащих домов о вырубленном лесном массиве в Печатниках. А еще вы можете посмотреть, что происходит на месте кораблекрушения в Южнопортовом районе.