С 1 сентября в России начнет действовать новый закон, регулирующий перевозки такси. Предполагается, что будет создана единая база перевозчиков, где будут зарегистрированы даже частники, все автомобили будут иметь шашечки и отличительную лампу на крыше. Также Госдума приняла закон об обязательном страховании пассажиров такси минимум на 2 миллиона рублей.
Еще через год — с 1 сентября 2024 года — суммы страховых выплат за причинение вреда жизни пассажира увеличат в четыре раза, а полис нужно будет приобретать на каждый автомобиль такси. Пока пассажиры защищены только законом об ОСАГО. Максимальная компенсация может составить лишь 500 тысяч рублей в случае гибели. Дело в том, что по текущему законодательству такси не подпадает под действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков.
«Мелкие таксопарки загнутся»
Первыми на нововведения отреагировали сами автоперевозчики. Таксисты считают, что закон повлечет увеличение стоимости проезда и ударит по кошелькам их и пассажиров. А еще, по мнению московского таксиста Владимира Галая, это путь к монополизации рынка.
— Всё обернется взлетом цен на такси, — уверен он. — Агрегаторы такси — большие жлобы, чтобы на себя дополнительную страховку взваливать. Возрастет для таксистов, работающих на арендованных автомобилях, плата за авто. Мелкие таксопарки загнутся. Они и сейчас благополучно уходят, ибо не все справляются. Останутся только крупные игроки.
— Работать станет труднее и цены станут выше, — рассуждает водитель Азнур, который приехал в Москву на заработки из Таджикистана. — Я думаю, что после сентября в такси работать станет невыгодно.
О том, что такая ситуация возможна, заявил и министр транспорта России Виталий Савельев в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову. По мнению главы Минтранса, закон приведет к дополнительной финансовой нагрузке на индивидуальных предпринимателей и самозанятых, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров на такси, используя собственное транспортное средство. Также среди рисков Савельев отметил уход в тень миллиона самозанятых водителей такси, работающих на арендованном транспорте, увеличение числа банкротств среди добросовестных перевозчиков и рост социальной напряженности.
«Закон пока не нужен»
Новый документ прокомментировал юрист Александр Бударагин. Он считает, что для этого закона время еще не наступило, и высказал опасения, что возможна монополизация перевозок такси.
— Закон предусматривает, что страховка будет приобретаться на каждое транспортное средство, на которое получено разрешение на перевозку в качестве такси, — поясняет Александр. — Закон пока не нужен, пусть пока так все работает, а то цены достаточно высокие по сравнению с тем, когда было больше агрегаторов такси.
«А сейчас всё очень похоже на монополизм — скупил и крутит как может. Жить, конечно, можно — тем более, что других проблем хватает у населения»
Также юрист говорит, что пока точно неизвестно, кто будет проверять исполнение закона и контролировать, есть ли у таксиста страховка с покрытием на 2 миллиона:
— По этому вопросу точно тоже не ясно, либо сделать дополнительный блок в МВД, либо поручить Министерству транспорта совместно с главами регионов, — добавил Александр Бударагин.
«Будут дополнительные сложности»
В недоумении пока остаются и сами люди, которые ежедневно или время от времени вызывают такси. Мы спросили наших читателей, что они думают о новом законе. Их мнения разделились:
— Если говорить о дополнительном страховании для такси, то с одной стороны, конечно, для пассажиров это должен быть плюс. Однако тяжелых случаев не так много, которые не покрываются ОСАГО, а платить за это вновь будут пассажиры. Плюс дополнительные сложности для водителей и владельцев автопарков, что тоже не останется незамеченным в итоговом ценнике. Да и получить, как правило, страховку довольно сложно. Так что, тут все-таки не до конца понятно, стоит ли оно вообще того? — считает пассажир такси Дмитрий.
— Не очень понимаю, что такое новое страхование пассажиров и зачем оно вообще мне нужно,- недоумевает москвичка Виктория, которая регулярно пользуется заказом такси.
— Если это сильно скажется на стоимости поездки, то ничего хорошего. А в целом это классная инициатива, — говорит москвич Максим.
Мы часто рассказываем о работе такси в Москве: так, одно время водители массово жаловались на сбои в работе навигаторов, а 20-летняя студентка получила химический ожог во время поездки. Также стало известно, что судимым запретят работать в такси.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».