Этим летом мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале строительства МЦД-5. Новая линия соединит 20-километровым подземным тоннелем Ярославское и Павелецкое направления электричек. Таким образом диаметр пройдет через центр столицы от Домодедово до Мытищ, а там разделится на два направления: в Королев и Пушкино.
«Отдать строительство МЦД-5 китайцам не получится»
Сначала Собянин заявил, что МЦД-5 запустят в 2025 году, но потом сроки сдвинули на один год.
— Запланирована реализация в 2026 году самого амбициозного проекта МЦД-5, — сказал начальник Московской железной дороги Валерий Танаев на заседании Московской областной думы.
Но эксперты сомневаются, что такой архисложный проект можно воплотить в жизнь так быстро. Председатель Союза пассажиров России и член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков уверен, что на это потребуется как минимум лет пять.
— Я, честно говоря, подозреваю, что Собянину дают не вполне верную информацию, поэтому он и называет такие нереальные сроки, — уточнил он. — В 2017 году он объявил об открытии в 2019 году МЦД-1 и МЦД-2 с такими параметрами, которых к этому времени достичь было нельзя.
«Тогда нужно было строить дополнительные пути, двухуровневые развязки и другое, что до сих пор до конца не сделано»
— Я не знаю, что ему сейчас докладывают про МЦД-5, может, в 2026 откроют два отдельных радиуса, то есть включат «Ярославскую» и «Павелецкую» в тарифную систему МЦД и наведут там блеск, а сквозного движения не будет, — добавил Кирилл Янков. — Но до 2026-го построить тоннели, даже отложив на потом подземные пересадки, как на «Электрозаводской» или «Авиамоторной», где их нет до сих пор, нереально. Единственный способ — отдать стройку китайцам, но, ввиду наличия в Москве секретных подземных объектов, тоже нереально. Вот к следующим выборам мэра — 2028 году — еще можно успеть.
В Стокгольме сделали. А в Москве будет так же?
Сейчас трудно представить, как будут выглядеть новые подземные платформы. В настоящее время подобных станций глубокого заложения в России не существует. Единственный похожий аналог — подземная железнодорожная станция в аэропорту Внуково.
— Основная проблема заключается в том, что у системы электрички и системы метро разные габариты. Для данного проекта нужно будет построить железнодорожный тоннель с другими размерами и электрификацией, нежели в метрополитене, — уточнил эксперт транспортного развития территорий «Лаборатории градопланирования» Илья Резников.
Но, как уточняет Кирилл Янков, если не упираться в срок до 2026 года, то технологически построить МЦД-5, соединив подземным тоннелем Ярославское и Павелецкое направления, можно.
— Такие примеры есть в Стокгольме, — объяснил председатель Союза пассажиров России. — Шведы нормально сделали лет десять назад примерно такой же подземный тоннель линии электричек. И мы это можем сделать. И вообще, это правильное решение. Потому что в центре Москвы не хватает подземных станций.
«Давно в центре Москвы не строили и подземных станций метро. Последняя — "Трубная", но это было больше 15 лет назад»
Stockholm City Line (Citybanan) — это железнодорожный подземный 6-километровый тоннель для пригородных поездов в центре Стокгольма с новыми станциями на Odenplan и T-Centralen. По сути, сейчас через Стокгольмскую центральную железнодорожную станцию проходят и пригородные электрички (пендельтоги), и региональные (поезда дальнего следования).
Изначально соединить два железнодорожных направления планировали через МЦК. Но, как говорят транспортные аналитики, сделать это эффективно сложно. Резников объясняет, что жители подмосковных городов преимущественно едут в центр. Если поезд, не доходя до центра, пойдет на МЦК, а потом уйдет на Павелецкое направление, то пользоваться диаметром никто не будет.
Кроме того, в отличие от других направлений подмосковных электричек, ярославский маршрут имеет только одну пересадку на метро — на станции «Комсомольская». Поэтому важно, чтобы на МЦД-5 было несколько центральных подземных станций.
Снова придется терпеть неудобства?
Сейчас из-за подготовки к запуску МЦД-3 и МЦД-4 страдают пассажиры электричек. Ранее мы уже писали об этом подробнее. Эксперты уверены, что проблемы будут и при строительстве МЦД-5.
— Во время любого строительства, как показывает опыт, бывают какие-то неудобства и возникают проблемы у пассажиров, — уточнил Кирилл Янков. — Но их будет, наверное, меньше, чем сейчас, потому что основные работы будут проводиться под землей закрытым способом. А вот там, где будут строить выезды из подземного участка, у Ярославского и Павелецкого вокзалов, людям придется терпеть некоторые неудобства. Насколько сильно — зависит от того, как организуют стройку.
Откроется ли в 2026 году МЦД-5?
Что такое МЦД и куда по ним можно уехать
Московские центральные диаметры соединяют Москву и ближайшее Подмосковья. Движение по МЦД-1 «Одинцово — Лобня» («Белорусско-Савеловский») длиной 52 км и МЦД-2 «Нахабино — Подольск» («Курско-Рижский») длиной 80 км открылось 21 ноября 2019 года.
Движение по МЦД-3, который соединит Зеленоград и Раменское, и МЦД-4 «Апрелевка — Железнодорожный» («Киевско-Горьковский») запланированы на август-сентябрь 2023 года. Четвертый диаметр свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский.
Сейчас власти заговорили о строительстве МЦД-5 путем соединения Ярославского и Павелецкого направлений подземным тоннелем. Они обещают, что диаметр откроется в 2026 году.
Все подробности о запуске Московских центральных диаметров — в отдельном сюжете на MSK1.RU.
Ранее мы писали, что происходит на подмосковной станции Железнодорожной, которая станет конечной на направлении МЦД-4. Также MSK1.RU собрал фотографии, как сейчас выглядит обновление станций на севере Москвы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».