Уходящая неделя отметилась громкими новостями из мира авиации. В московских аэропортах — массовые проблемы с вылетами. На этот раз во Внуково застряли туристы, вылетающие в Даламан и другие города Турции самолетами Turkish Airlines. При этом у Azur Air отправление в Анталью было по расписанию, без задержек вылетали пассажиры в Дубай и Ереван. Одновременно в Домодедово откладывали рейсы «Уральских авиалиний» в Омск и Кыргызстан, а в Шереметьево — «Победы» в Нижневартовск, Сургут и Новосибирск.
Туристы недовольны
Люди, которые хотели улететь на отдых в Турцию, возмущены такой задержкой. Они жалуются на испорченное начало отпуска и проведенную ночь в дороге.
— Такой подставы от Turkish Airlines мы не ожидали. Ведь про них говорят, что они одни из лучших в мире, — рассказала пассажирка авиакомпании Анна Ёлкина. — В итоге задержка была часа на 2–2,5. Прилетели в Турцию ранним утром. Еще полдня съели очереди на паспортный контроль (минут 45), к туроператору, дорога до отеля. Правда, к обеду эти вопросы уже не беспокоили, сейчас вокруг меня уединенная бухта, много зелени, пальм и виднеются парусники на море. Будем отдыхать.
На стойках регистрации пассажирам объяснили, что задержки вылетов происходят по указанию авиакомпании — много людей, боятся не успеть всех оформить. Позже появилась информация, что воздушное пространство над столичными аэропортами Внуково и Домодедово закрыто, прилеты и вылеты задерживались из-за объявленного плана «Ковер». Небо закрывали в ночь на 25 августа, так как стало известно, что над Калужской областью сбили ракету.
План «Ковер» объявляют при обнаружении неопознанного летающего объекта или нарушителя границы. В этом случае закрывается воздушное пространство на всех высотах и никто не может летать, кроме военных и спасательных бортов.
Однако аналогичная ситуация с задержками была и ночью ранее. Тогда пассажиры во Внуково также столкнулись с проблемами с вылетом самолетов Turkish Airlines. На задержки рейсов Turkish Airlines пассажиры жалуются и сейчас.
— Авиакомпания Turkish Airlines не указывает причину переноса рейсов, про других мы ничего не можем сказать, — уточнили в справочной службе аэропорта Внуково.
Утром 25 августа Домодедово и Внуково вернулись к нормальной работе, однако из-за перенесенных рейсов сохранялись вылеты самолетов в Стамбул, Анталью, Бодрум и Душанбе, а также Ереван и Ош.
Что происходит в аэропортах Турции
При этом в турецких аэропортах, согласно данным сервиса Flightradar, прекрасные метеоусловия и ничего не препятствует приему самолетов. В воздушной гавани Антальи индекс задержек на прилете — 3.0, среднее время задержки — 34 минуты, на вылете — 2,3 и 23 минуты соответственно. В аэропорту Стамбула индекс задержки на прилете — всего 0.5 (5 минут), а в Даламане такая статистика не отражена.
Сейчас рейсы «Аэрофлота» и Turkish Airlines в Стамбул выполняются по расписанию — информации о задержках ни на прилет, ни на вылет нет. Такая же ситуация и в аэропорту Антальи, своевременно прибудут люди, летящие Azur Air из Казани и российской столицы, Turkish Airlines из Москвы, Петербурга и Казани, с небольшой задержкой борт Corendon доставляет пассажиров из Уфы, зато пунктуально — из Нижнего Новгорода, впрочем, как и летящий оттуда «Аэрофлот».
Вовремя окажется в Анталье и самолет Red Wings из Минеральных Вод, хотя не так давно пассажиры этой авиакомпании надолго застряли в аэропортах. В воскресенье, 13 августа, рейс Red Wings, летевший из Антальи в столичный аэропорт Жуковский, задержали более чем на 11 часов. Пассажиров завели в салон и оставили там на 40 минут. Внутри было жарко так, что некоторым людям от духоты стало плохо — пришлось обратиться к медикам прямо на борту.
Что говорят в Turkish Airlines
Мы связались с главным офисом Turkish Airlines в Стамбуле. Причину массовых задержек рейсов во Внуково в авиакомпании там назвать не смогли. В приемной ответили, что по всем вопросам, касающимся не вылетевших вовремя самолетов, в том числе и в Москве, нужно обращаться в представительства авиакомпании в стране, откуда отправляются рейсы.
Но в московском офисе авиакомпании по телефону вместо какой бы то ни было информации мы услышали лишь гудки, а в call-центре Turkish Airlinеs для пассажиров из России механический голос сказал, что «из-за большого количества звонков линия перегружена».
Что же случилось: мнение эксперта
Сейчас в Турцию идет большой поток авиарейсов, однако задержки чаще всего происходят именно у Turkish Airlines.
— Вполне вероятно, что Turkish Airlines набрали столько рейсов на лето, что банально могло не хватать самолетов, — сказал бывший летный директор «Внуковских авиалиний» и заслуженный пилот России Юрий Сытник. — Если где-то произошел сбой, то один самолет, потом второй, третий накрутится, и через неделю — уже коллапс, где нужно 3–5 машин иметь резервных. А их, как правило, у компании нет.
«У крупных компаний, которые имеют более 20 самолетов, в резерве в сутки может находиться не более двух самолетов»
Еще одной и наиболее вероятной причиной задержек эксперт назвал возможные технические проблемы, а также неповоротливость служб аэропорта и их несогласованность с авиакомпанией.
— Для того чтобы вылететь, надо подготовиться: знать совместимость кресел в самолете, номер рейса, время вылета, аэропорт прилета, запасные аэродромы, данные по очистке салона и туалетов, топливо заправить, — добавил Юрий Сытник. — Эти данные дают заранее — борт только вылетает из Стамбула или Даламана, а московские или другие службы уже должны быть готовы: знать, во сколько придет этот рейс, какие виды работ необходимо выполнить на этом самолете. А если это не происходит заранее, то после посадки командир заявляет, что ему необходимо то-то и то-то, и нерасторопность наземных служб может приводить к задержке.
Почему же тогда службы аэропортов успевают готовить самолеты других авиакомпаний? Всё зависит от тех санкций, которые накладывает авиакомпания на аэропортовые службы, это расписывается в договорах и каждая минута задержки — какие службы виноваты, с тех и требуют. Если руководители компании жестко себя ведут по отношению к аэропортовым службам, это порядка больше. Мне тоже приходилось много скандалить и в Шереметьево, и в Домодедово, и во Внуково, потому что есть компании, с которыми не хотят связываться, а есть компании, которым наплевать. Если нужно самолеты заправлять одновременно, то пошлют на ту, с которой не хотели бы связываться. И в последнюю очередь свою заправят.
По данным с официального сайта Turkish Airlines, сейчас в парке авиакомпании находится 427 самолетов: A350–900 — 14 штук, B777–300 ER — 33 штуки, A330–300 — 36 штук, B787–9 Dreamliner и A320–200 — 18 штук каждого типа, A330–200 — 13 штук, A321–200 — 72 штуки, B737–800 — 85 штук, A321NEO — 52 штуки, A320NEO — 4 штуки, B737–900 ER — 15 штук, B737 MAX 9 — 5 штук, B737 MAX 8 — 30 штук, A319–100 — 6 штук, B777F — 8 штук, A330–200F — 12, A310–300F и B747–400F — 2 каждого типа.
Кроме того, эксперты говорят, что в коммерческой авиации есть принцип — самолет должен как можно больше находиться в воздухе и приносить прибыль.
— Это тренд последнего десятилетия, под него и подгоняют расписание, — объяснил инженер, обслуживающий рейсы в одном из аэропортов Турции. — И поэтому одна задержка по цепочке тянет за собой другую. А еще задержка зависит от диспетчеров, нет слота — и стоишь на апроне.
Апрон (Apron) — перрон аэродрома, площадка с твердым покрытием или покрытием вокруг ангаров и зданий аэровокзала.
Напомним, на прошлой неделе с проблемами столкнулись туристы, вылетающие в Анталью из Москвы рейсами турецкой бюджетной авиакомпании Southwind. Около 500 пассажиров застряли в Шереметьево больше чем на 12 часов.
Беспилотники и план «Ковер» внесли сумятицу в работу аэропортов и жизнь простых людей. Москвичка рассказала, почему она теперь готова отказаться от перелетов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Tekegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».