Читатели MSK1.RU рассказали, как больше года на рейсах «Уральских авиалиний» в Домодедово сотрудник Ильдар Латыпов заставляет пассажиров доплачивать за ручную кладь, даже если она входит в калибратор. Снимать происходящее на видео или задавать вопросы он запрещает, хотя в разговоре с журналистом подтвердил, что съемка разрешена. Если люди начинают спорить или возмущаться, Латыпов снимает их с рейса.
Большой ажиотаж вызвало видео, где мужчина встает перед Латыповым на колени.
Оказалось, что такие случаи не редкость и на рейсах других авиакомпаний. Корреспондент MSK1.RU поговорила с юристом по гражданским и административным делам Мирославом Хадаевым, чтобы узнать, как пассажирам добиться справедливости в подобной ситуации и что может грозить авиакомпаниям.
По словам юриста, действия сотрудника можно назвать незаконными, если размер ручной клади действительно был в пределах установленной перевозчиком нормы.
— То есть пассажир имел право провоза без дополнительной платы, а представитель авиакомпании не мог ее требовать, — объяснил эксперт.
Юрист напомнил, что на сайте и в момент покупки авиакомпания информирует пассажиров, что габариты одного места ручной клади для всех классов обслуживания и тарифов: не более 55 х 40 х 20 сантиметров.
— Действия представителя авиакомпании нарушают требования, закрепленные статьей 2 закона «О защите прав потребителей». Там написано, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
«Здесь недостаток услуги — то, что пассажир не смог провезти с собой ручную кладь установленных габаритов без доплаты, хотя имел на это право»
Также эксперт отметил, что авиакомпанию можно привлечь к административной ответственности по статье 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований».
В нарушение Федеральных авиационных правил с пассажира ошибочно была взята оплата за услугу «сверхнормативная ручная кладь». Авиакомпании может грозить штраф до 30 тысяч рублей, а если нарушение будет совершено повторно — до 50 тысяч рублей.
— Для того чтобы возместить убытки, возникшие у пассажира, а также моральный вред, ему следует обратиться с претензией в авиакомпанию. В случае, если авиакомпания откажется добровольно исполнить требования, необходимо подать иск в суд, — посоветовал юрист.
«Пассажиры авиакомпании, которые пострадали от подобных действий, могут подать жалобу в прокуратуру и Роспотребнадзор. Но необходимы доказательства»
Доказательственная база в такого рода делах играет первостепенное значение и влияет на решение по делу. Это подтверждается и судебной практикой. Необходимо доказать, что ручная кладь соответствовала установленной перевозчиком норме, но при этом вам не дали провезти ее без доплаты.
Хадаев считает, что лучшее доказательство — видеозапись:
— Советую фиксировать на видео, что ваша ручная кладь помещается в калибратор, а также отказ представителя авиакомпаниями пропустить вас на борт с ней без дополнительной оплаты. Нелишними будут показания свидетелей. Обратите внимание на людей, у которых не возникло проблем с ручной кладью, но они видели всю ситуацию. В суде нужно будет подтвердить факт покупки билета на самолет, факт дополнительной оплаты негабаритной ручной клади — сохраните все чеки.
Также юрист отметил, что пассажиры могут подать коллективный иск.
— У этого способа есть определенные плюсы. Во-первых, коллективный иск предполагает объединение усилий, но при этом можно разделить между собой все возникающие в связи с подачей иска судебные расходы. Во-вторых, массовость заявленных требований, вероятнее всего, повлечет за собой широкую огласку проблемы, а также общественный резонанс. Также повышает шанс, что авиакомпания будет готова пойти на диалог.
Коллективный иск — относительно новая правовая конструкция для российского права. С 2019 года лица имеют право подать в суд групповой иск по гражданским делам. Коллективный иск можно подать при условиях, если имеется общий ответчик, предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы, а также когда в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства.
Хадаев добавил, что срок рассмотрения обычного иска по общему правилу не превышает двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, а коллективный иск может рассматриваться до восьми месяцев со дня принятия заявления судом к производству.
Он считает, что правильным решением будет обратиться с иском в суд, указывая ответчиком авиакомпанию. За действия сотрудника несет ответственность его работодатель, все возникшие от его действий убытки будет возмещать авиакомпания.
Пресс-служба авиакомпании дала официальный комментарий после резонанса, вызванного этой историей. Также авиаэксперт рассказал, что не так с правилами провоза ручной клади на «Уральских авиалиниях».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».