6 сентября в Москве открыли две станции Солнцевской линии метро — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Теперь из аэропорта до центра столицы можно добраться за 40–45 минут. Наш корреспондент отправился на новые станции и рассказал, как начал работать новый участок метрополитена.
Утром 6 сентября на станциях Солнцевской линии метро уже висели схемы, где конечной был «Аэропорт Внуково». Но в вагонах знакомый мужской голос сообщал: «Поезд следует до станции "Рассказовка"».
— Сейчас выскочу по-быстрому, не хочу ехать перед этими ребятами, — говорит мне таксист на маршруте от «Рассказовки» до аэровокзала.
«Эти ребята» — инспекторы ДПС и сотрудники дорожного патруля, которые контролируют движение у станции «Аэропорт Внуково». Вот-вот должен приехать мэр. Движение не перекрывают, но с каждой минутой автомобилей такси становится всё меньше. Ждут Собянина и горожане, многие приходят с детьми и даже с домашними любимцами. Правда, светленький корги вряд ли доволен, что его привели смотреть на каких-то чужих. Еще и шумно.
У вестибюля оживленно бегают рабочие, мелькают мужчины в классических костюмах. Завидую и тем, и другим, потому что они одеты по погоде — на улице чертовски холодно. От этого еще сильнее хочется попасть в подземку, погреться. На входе никого нет, свободно прохожу через только что вымытые и до блеска натертые двери с цифрой 8А. В переходе пахнет строительной пылью. Ни души.
Но стоит пройти пару десятков метров — и ты теряешься в толпе зевак, строителей и силовиков. От эскалаторов меня отделяет одна дверь и трое мужчин в форме, за их спиной телевизионщики расставляют камеры и свет, суетятся строители и снова мужчины в классических костюмах — нужно к ним. Но встретить мэра на платформе, кажется, не удастся. Иду в здание терминала аэропорта.
Внуково сегодня напоминает провинциальный аэропорт Воронежа. Пусто, спокойно, на входе нет очереди, а в зоне прилета — всего несколько встречающих. Ощущение, будто за день должно прибыть не более двух рейсов и улететь столько же.
Прибывшие в основном даже не смотрят в сторону эскалатора на -1 этаж, откуда можно пройти к аэроэкспрессам и метро. Большинство по-старинке ждут такси. Я тоже не сразу замечаю бледную букву «М» на указателях (в отличие от значков автобусов, она не выделена желтым цветом) и спускаюсь.
В зоне выхода из аэропорта — только сотрудники полиции. Они говорят, что попасть в метро через терминал можно будет только после открытия станции. Не верю и пробую. Пара шагов — и снова те же самые мужчины, что преградили мне путь к станции ранее.
Внутрь не попасть — возвращаюсь на улицу. Семья с псом корги, которую я недавно приметила на улице, расстроенная, следует с толпой на выход. Девочка плачет на руках у папы.
— Ты хотела метро посмотреть? — сочувствующе спрашивает он. Дочь не отвечает, вытирая слезы рукавом.
У входа на станцию народу меньше не стало. Наоборот, подтягиваются целые семьи, подходят компании молодых ребят. Ольга с близкими с особым воодушевлением ждет открытия «Аэропорта Внуково» и «Пыхтино».
— У меня двое детей-студентов, и они теперь смогут спокойно доезжать до университетов, которые находятся на другом конце Москвы, — радуется женщина.
Удивляюсь, как ей не холодно в платье с коротким рукавом. С каждой минутой тучи сгущаются быстрее, а ветер становится злее и холоднее. Затягиваю завязки на капюшоне толстовки и становлюсь похожей на гопника. Слева от меня шепчутся: «Сергей Семенович отъехал от Пыхтино».
Силовики просят освободить проход. Из вестибюля станции «Аэропорт Внуково» выходят мэр и его помощники. Собянин здоровается с людьми, некоторым жмет руки. «Привет! Как дела?» — спрашивает у меня мэр. Ступор.
Не знаю, что ответить, и игнорирую вопрос. Выхожу из положения — задаю свой. За недолгие 30 секунд Собянин рассказал об инфраструктуре вокруг аэропорта и под аплодисменты толпы удалился. Теперь, наверное, можно в метро.
Меньше чем через 10 минут после того, как двери станции открыл глава города, через турникеты начали проходить первые пассажиры. Кассовые окошки и автоматы для продажи билетов тоже готовы к работе. Даже закуски, шоколадные батончики и напитки уже на месте — такие автоматы тоже установили.
На платформе толпятся журналисты. Сходя с эскалатора, сталкиваюсь взглядами с корреспондентом одного из телеканалов. Девушка оживляется, начинает готовить микрофон — видимо, хочет взять у меня небольшой комментарий интервью. Но видит пресс-карту и улыбается. «Я вас поняла», — говорю ей с такой же широкой улыбкой. «Главное, что и вы меня поняли», — отвечает коллега.
Станция «Аэропорт Внуково» в первые минуты открытия превращается в зону для фотосессий. Снимки делают и пассажиры, и сотрудники компаний, которые принимали участие в строительстве метро. Последние не скрывают своей радости и гордости за проделанную работу: примерно каждые 10–15 минут на станцию прибывают небольшие компании со счастливыми возгласами: «Внуково! Внуково!». Ощущаешь себя, как на футбольном матче, только здесь все болеют за одну команду. Отправляюсь проверить, пришел ли этот праздник в здание аэровокзала.
Праздник не пришел. В терминале всё так же немноголюдно и на -1 этаже у прохода к метро по-прежнему пусто. О том, что Солнцевскую линию продлили до Внуково, видимо, никто не знает, кроме сотрудников аэропорта. Решаю сообщить новость сама и подхожу к молодой семейной паре с ребенком. Они через Москву едут в Белоруссию и ждут трансфер к 17 часам. Глава семьи искренне удивился, когда я рассказала о метро, и пожалел, что спланировали поездку до того, как узнали об открытии станций.
— Серьезно?! Если бы знали, что метро откроют, прямо сейчас бы сразу на вокзал поехали.
Нарезаю круги по терминалу и немного удивляюсь: либо о метро вправду никто не знает, либо оно в первые минуты открытия никому не нужно. Пассажиры даже не смотрят в сторону указателя с буквой «М» и сразу выходят на улицу в ожидании такси. Здесь пока делать нечего.
На улице распогодилось: тучи разошлись, ветер утих и солнце стало греть чуть сильнее. Стало спокойнее и у входа в метро. О том, что совсем недавно здесь был ажиотаж, напоминает только наряд дорожного патруля и сотрудники полиции. Как будто эта станция открыта не час, а несколько лет — настолько привычно стало видеть вестибюль напротив аэропорта.
А вот то, к чему пассажиру адаптироваться пока тяжело, — это плохая связь. Три фото в редакцию отправляю дольше 10 минут. Выслать коллегам видео я теряю надежду вовсе — на такое интернет здесь не способен. Как только садишься в вагон и попадаешь в тоннель — пропадает и обычная мобильная связь. Тем временем МТС отчитался, что включил связь и скоростной интернет на новых станциях желтой ветки.
Еду, пытаюсь разглядеть, что скрывается в новых лабиринтах подземки и наслаждаюсь одиночеством: на станции «Аэропорт Внуково» в вагон вошло три человека, на «Пыхтино» — еще пять. Мечта пассажира Таганско-Краснопресненской линии — ловлю момент.
Выхожу на «Пыхтино» и усталым взглядом начинаю придираться к мелочам.
Не натертые до блеска полы, где отчетливо виднеются белые следы, пыльные валидаторы и спертый тяжелый воздух. Здесь уже нет праздника, но всё еще есть счастливые лица горожан, которые фиксируют на камеру новый вестибюль. Тут уютно, чувствуется, что все вокруг жилое: мамы с колясками, бабушки с пакетами, неугомонные смеющиеся дети. «Пыхтино» видит первые долгожданные встречи и теплые объятия.
Если бы не летящий в глаза песок и строительная пыль, я бы спокойно простояла здесь еще пару часов. Просто так. На удивление, даже гул магистрали не давит на тебя, как это обычно бывает в оживленной столице.
А шум самолетов, до которых, кажется, можно дотянуться рукой, как будто отрывает тебя самого от земли. Так в столице воедино сливаются подземный и наземный транспорт.
Внуково стал первым и единственным аэропортом в России, где есть метро. Ранее мы рассказывали, что теперь будет с аэроэкспрессами на этом направлении и публиковали мнение главы Союза пассажиров об открытии этих станций.
Кроме того, на днях в Москве запустят движение по трем новым станциям Люблинско-Дмитровской линии: «Яхромской», «Лианозово» и «Физтех». А в День города поезда с пассажирами поедут и по МЦД-4. Все подробности об этом — в отдельном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Tekegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».