2 октября в России отмечается День метростроителя. Для Москвы этот праздник стал особенно актуальным, ведь столичное метро — крупнейшее в Европе по пассажиропотоку и входит в десятку самых протяженных метрополитенов в мире.
Мы решили вспомнить, с чего всё начиналось и как именно развивалось метро в нашем городе. Публикуем подборку архивных фотографий и рассказываем, как менялась столичная подземка.
Первые станции
Построить метро в Москве хотели еще в конце XIX века: в 1875 году появились первые проекты. Но по-настоящему за эту идею взялись только в начале 1930-х, когда из-за сильного снегопада вся столица встала в огромную пробку (да, сто лет назад подобное не считалось чем-то естественным). Именно это и стало толчком для строительства метро, и в 1931 году начались работы.
Датой начала строительства метро считается 10 декабря 1931 года. В этот день семь рабочих с лопатами пришли на улицу Русаковскую и начали раскопки.
Проектировкой и подготовкой почвы к строительству занимались в 1932–33 годах, а в 1934-м работы пошли полным ходом, и 15 мая 1935 года метро заработало. Поезда начали ходить от «Сокольников» до «Парка культуры» и до «Смоленской». Впоследствии эти маршруты превратились в красную и синюю ветки метро. Всего изначально работало 13 станций.
Горожане были счастливы: поездка от одной конечной станции до другой занимала около двадцати минут. На трамвае подобное расстояние в то время преодолевать приходилось более двух часов.
Посмотрите, как выглядела схема в те годы: сложно поверить, что это действительно московское метро — настолько компактным оно было.
Вторую очередь метро достроили в сентябре 1938 года. Тогда в подземке появились еще два радиуса: Покровский (он включал в себя станции «Площадь Революции» и «Курская») и Горьковский (в него вошли «Площадь Свердлова», которая позднее стала «Театральной», «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол»).
После начала Великой Отечественной войны работа метростроителей не остановилась, и новые станции постепенно появлялись на юге и востоке. Всего в военное время открыли семь новых станций.
Во время бомбежек подземка использовалась в качестве бомбоубежища. На старых фото можно увидеть, как люди спят на «Маяковской», а дети выстраиваются в очередь за молоком.
Так выглядела схема московского метро в 1945 году, через 10 лет после открытия: на ней можно увидеть уже основные три ветки.
Кольцевая линия
С первым кольцом связана одна из городских легенд Москвы. Так, в городе ходит слух, что Сталин поставил чашку кофе на схему метро, и круглый отпечаток навел его на мысль, что городу нужна та самая кольцевая ветка. К сожалению, никаких данных, подтверждающих это, нет. Скорее всего, на такую мысль горожан навел коричневый цвет линии, действительно напоминающий кофейный след.
Впрочем, работы по строительству кольца действительно начались еще во время войны, а замкнулось оно позднее — 14 марта 1954 года. С тех пор кольцевая линия является своеобразным символом городской подземки.
А так выглядела схема московского метро, которую изучали горожане на стенах станций в 1955 году: она была далеко не такой геометричной, как сейчас, но выглядела очень эффектно.
Некоторые станции Арбатско-Покровской ветки залегают очень глубоко: всё дело в холодной войне и ядерной угрозе. Считалось, что глубина этих станций может выдержать даже такой удар.
Ударные темпы
В 1960-е годы метро продолжало активно расти. Появились новые линии: оранжевая и фиолетовая.
В 1970-е новые станции метро появлялись не только на окраинах, но и внутри кольца. Обрывавшаяся ранее оранжевая ветка превратилась в полноценный диаметр.
Самый интенсивный период строительства метро в советское время — рубеж 1970–1980-х годов. Так, в 1983-м ввели новую Серпуховскую линию: в городе разом открыли восемь станций на юге. Схема всё больше напоминает современную.
Метростроение после распада СССР
В девяностые годы строительство метро замедлилось. Новые проекты не реализовывали, а завершали те, что запустили еще в советское время. Так появились Люблинская линия и северный участок серой ветки.
При этом, несмотря на все трудности 90-х годов, подземка в то время увеличилась на 32,8 километра: в метро открыли 19 новых станций.
В нулевые годы подземка продолжила расти и даже вышла за пределы МКАД. Кроме того, в столице появилась Бутовская линия легкого метро.
С 2000 по 2010 год в Москве построили 42 километра линий и 27 новых станций.
Всего при Лужкове в Москве открыли 34 станции московского метро. Так, например, продлили синюю ветку до станции «Митино». На том же участке построили первую станцию за частные деньги — «Мякинино». Значительно увеличилась салатовая линия — ее протянули от «Чкаловской» до «Марьиной Рощи». Также при Лужкове разрослась серая ветка: от «Алтуфьево» на севере до «Аннино» на юге.
Лужков попытался реализовать и совершенно новую для Москвы идею, которая в итоге не прижилась, — монорельс. Многие его называли «игрушкой мэра» и обращали внимание на нерентабельность проекта. Поезда ездили с маленькой скоростью, а пассажиропоток оставлял желать лучшего.
В 2010-е годы начались серьезные проблемы с запчастями для монорельса, так что количество поездов пришлось снизить. В итоге в 2017 году монорельс буквально сделали аттракционом лужковской эпохи и ввели его в экскурсионный режим. Сейчас поезда там ходят раз в полчаса.
От 2010-го до наших дней
Сергей Собянин стал мэром столицы в 2010 году. Он с первых лет правления взял курс на развитие метро. С 2011 года в Москве ввели 200 километров метрополитена, если считать МЦК, а также открыли 11 электродепо. Всего на данный момент появилось 109 новых станций — то есть нынешний мэр развивает метро в три раза активнее, чем предыдущий.
В марте этого года после 10 лет строительства открылась Большая кольцевая линия — самая протяженная кольцевая линия метро в мире — 70 километров. На официальном сайте мэра ее называют «самым крупным в мире проектом в области метростроения».
Кроме того, в столице появились Московские центральные диаметры (МЦД), которые продолжают активно строиться до сих пор и облегчают жизнь жителям Подмосковья (не сказать, что коренные москвичи этому рады).
Посмотрите, как изменилась схема московского метро за 8 лет. Судя по ней, нынешние темпы строительства можно назвать самыми интенсивными за всю историю подземки.
Ранее мы объясняли, как Лужков и Собянин меняли московский транспорт: мэры не только строили метро, но и возводили новые дороги, параллельно убивая столичный троллейбус — этому горожане были, мягко говоря, не рады.
Также редакция MSK1.RU подробно рассказывала, как в столице запускали МЦД-3 и МЦД-4: мы вели онлайн-репортажи с открытия новых линий, публиковали возмущения горожан и ответы властей. Подробнее об этом можно почитать в соответствующем сюжете.
Если же вы хотите изучить еще одну подборку ретрофото, рекомендуем открыть наш материал о том, как выглядела Москва во время Великой Отечественной войны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».