Транспорт в Москве развивается семимильными шагами. Помимо открытия 14 новых станций метро, в 2023 году в столичном регионе запустили два новых диаметра пригородных поездов: МЦД-3 и МЦД-4. Несмотря на периодически возникающие сбои, железная дорога в Москве и области в целом процветает. Даже Путин оценил наши современные и продвинутые электрички, предложив продлить наземное метро до столиц соседних регионов.
Однако всего в 130 километрах от центра Москвы начинается совсем другой мир. В окрестностях подмосковной Шатуры три раза в сутки курсирует очень необычный поезд. Он состоит всего из одного вагончика, и в нем почти не бывает пассажиров. Также на этот поезд практически невозможно купить билет. Именно поэтому пользователи Сети прозвали его «коммунистическим»: проезд-то фактически бесплатный.
Корреспонденты MSK1.RU прокатились на уникальном маршруте, соединяющем село Кривандино и поселок Рязановка. Рассказываем об увлекательном путешествии по живописным местам.
Торфяное царство и родственники из Франции: славная Шатура
Дорога до Шатуры начинается с Казанского вокзала. Это третий по загруженности вокзал в Москве: по данным РЖД, ежемесячно через его перроны проходит почти 4 миллиона человек. Отсюда ходят электрички: суперсовременные поезда идут по маршруту МЦД-3 до Жуковского и Раменского, а не слишком новые — изредка отправляются до Шатуры и далекого поселка Черусти, проезжая мимо малонаселенных деревень. На одну из таких электричек сели и мы.
До Люберец наш поезд едет по маршруту МЦД-3, а потом поворачивает на восток. На ответвлении протяженностью 137 километров находится всего два города, и то небольших: Куровское (население 20 605 человек) и, собственно, Шатура (37 294 человека). Именно поэтому здесь обычно не очень много пассажиров. Но этот предпраздничный день в ноябре стал исключением: в потрепанном салоне практически не осталось свободных сидячих мест.
Многие местные работают или учатся в Москве, а на праздники едут домой, объяснила корреспондентам MSK1.RU пассажирка София.
— Я в Рошале живу (часть городского округа Шатура.— Прим. ред.). А так учусь в Москве на химика-технолога. У нас практически нет перспектив, негде работать. Зайцев еще много, да. А что поделать? Зарплаты у людей маленькие... Зато природа у нас красивая: однажды я даже увидела вереницу лосей, переходящих через дорогу, — рассказала она.
За окном пролетают бескрайние леса из берез и сосен. Где-то на половине двухчасовой дороги у нас начались проблемы с сотовой связью, что говорит о «глухом» характере этой местности. К слову, билеты нам обошлись в 462 рубля только в одну сторону.
Безбилетников действительно немало: они здесь будто на работе, пошутила контролер Светлана в разговоре с MSK1.RU. Также она рассказала про главную цель нашего путешествия — чудо-поезд из Кривандино до Рязановки.
— Там один вагончик всего. Но, знаете, такой комфортный, уютный... Прям как маленький экспресс! Можно ли там купить билет? В Кривандино можете. А вот в Рязановке не знаю, есть ли там касса. По-моему, нет, — отметила она.
Наконец мы проезжаем через Шатуру. Это место известно прежде всего своим мебельным комбинатом и торфяными болотами. В советское время здесь массово добывали торф, поэтому в прежние времена территория всего района была пронизана плотной сетью из железнодорожных линий, включая и узкоколейки. В наше время здесь уже давно не добывают природные ископаемые: деревни опустели, а почти все железнодорожные линии, кроме нашей, разобрали.
Иногда торфяные болота дают о себе знать: пожары на шатурских торфяниках в 2010 году стали основной причиной удушающего смога в Москве. Забавно, что у Шатуры есть город-побратим во Франции — живописный городок Шатору в долине Луары. Города стали побратимами исключительно из-за забавного созвучия.
«Никакой романтики в деревне нет»: поезд Кривандино — Рязановка и его обитатели
После двухчасовой тряски в вагоне мы были рады сойти на станции Кривандино. Здесь — небольшое село, входящее в состав городского округа Шатура. На высокую платформу прибывают электрички из Москвы, с низкой же — отправляется наш вагончик, который видно уже издалека.
Кассирша искренне удивилась нашему желанию купить билеты на поезд: по ее словам, их попросту никто не берет. Неудивительно, ведь на линии нет контролеров и кассы.
— Не берут билеты, некому ездить туда. (Улыбается.) Оформляйтесь к нам и будете ездить! — заявила она MSK1.RU.
Сам поезд представляет из себя небольшой вагончик на 78 сидячих мест. Впрочем, всего 6 из них было занято: поезд большую часть времени «возит воздух». Под мерный гул дизельного двигателя отправляемся в болотную глухомань.
Почти все из них планируют сойти на следующей после Шатуры остановке — в Осаново. Это один из самых крупных населенных пунктов на линии, не считая Рязановки. Практически все местные пересели на автобусы или на личный транспорт, рассказал MSK1.RU Валерий Николаевич, который живет здесь с рождения. Ветеран Афгана признал, что здесь отличная природа, но посетовал на отсутствие газа.
— Сюда большое начальство иногда приезжает, здесь крупные охотхозяйства. На уток охотятся, на кабанов. В свое время приезжал сам Шашков — министр морского флота. Но люди здесь плохо живут. Я живу без удобств, никакой романтики в деревне нет. Кто приедет сюда отдыхать, если туалет на улице? Хотя люди летом сюда еще ездят, — рассказал он. — Мне вот газ провести никак не могут, просто мафия какая-то. Положена субсидия на газификацию, но за работы по подключению денег просят.
Лет 10–20 назад здесь всё было заброшено, но сейчас жизнь потихоньку налаживается. Много кто из москвичей приезжает сюда на лето: дачников много, объяснила MSK1.RU пассажирка Маргарита. Она также подтвердила, что билеты здесь брать не принято.
— Билет теоретически можно купить в кассе в Кривандино, но никто их не покупает. Впрочем, у меня и так бесплатный проезд, так как я сопровождаю маленького ребенка. Место довольно глухое, но начали появляться дачные участки, поэтому всё восстанавливается. Когда три года назад хотели отменить поезд, люди не дали, — рассказала она. — Конечно, раньше на «кукушке» ездило больше людей, сейчас в основном летом только. Почему «кукушка»? Потому что людей прямо в лесу выбрасывает, прямо как кукушка своих птенцов.
Скоро мы остаемся совсем одни в салоне. Пока мы гадаем, где нас выбросит «кукушка», наслаждаемся природой и чистым воздухом, который пробивается сквозь щели в тамбуре. Порой даже забываешь, что находишься совсем рядом с Москвой. О дикости этого места говорит и тотальное отсутствие вменяемой интернет-связи: не ловит даже 3G.
Машинист Сергей подтвердил слова пассажиров о том, что летом здесь ездит намного больше, чем зимой. Также он передал привет нашим читателям.
«В этом и прикол, что нет цивилизации»: деревня с двумя жителями
Пока нас не настигла холодная осенняя ночь, сходим на одной из станций с заурядным названием Сазоново. Впрочем, технически это даже не станция — вокзал заброшен, а все пути, кроме одного, разобраны. Провожаем наш поезд взглядом и переходим к исследованию местности.
Судя по записям в журнале, станция закрылась еще в 2009 году. Заметно, что весь металл (в частности, чугунные батареи) был благополучно растаскан предприимчивыми людьми.
Прилегающая деревня выглядит еще мрачнее, чем вокзал. Многие из домов заброшены, и кругом тишина: можно услышать свое эхо даже во время обычного разговора. Вообще сюда лучше приезжать в резиновых сапогах: традиционная русская распутица дает о себе знать. Флаг России на одном из дворов на фоне ржавой радиаторной решетки от «копейки» замечательным образом передает атмосферу.
Тем не менее нам удалось отыскать двух жителей: Сергея и его соседа, пожелавшего остаться анонимным. Они рассказали, что прибывающий поезд слышно за 4–5 километров.
— Тут как в тайге: за 4–5 километров слышно. Аж в ушах звенит. Летом здесь бывают люди, а зимой мы вдвоем живем: я и сосед — рассказал Сергей. — 10 лет назад купили здесь дом: ребенок у меня аллергик, а тут воздух чистый очень. Ездим в школу в Осаново, поезд хотели закрыть, но, слава богу, не дали. Раньше тут железнодорожники жили, но еще в 90-е всё позакрывалось.
«В этом и прикол, что нет цивилизации. К пенсии надеюсь сюда окончательно переехать»
Обратный поезд на Кривандино встречаем уже в ночи. Тот же вагон, те же машинисты. Помощник машиниста заботливо интересуется: не замерзли ли? Еще полтора часа в пути, и мы возвращаемся на станцию «большой» железной дороги.
Что еще почитать
Как подмосковный поселок живет зимой без отопления и горячей воды;
как сносят единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс;
репортаж со строительства станции МЦД-3 Митьково;
как выглядит самый маленький и отдаленный район Москвы;
рассказываем, как проверяют зайцев в московском транспорте;
разглядываем выставку самых дорогих автомобилей в России на Патриках.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».